reforef.ru 1
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта»


Дякиной Елены Викторовны, учителя истории и обществознания, МОУ «Гимназия №7» (полного дня), г. Оренбурга, участвующей в конкурсном отборе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО).

«Нравственное воспитание старшеклассников на уроках истории» (на основе анализа методики использования моральных дилемм).


  1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Современное общество испытывает дефицит нравственной культуры, гуманных отношений, уважительного отношения подростка к предметному миру, другим людям и самому себе. Положительный опыт нравственно правильного поведения находит выражение в формах, передаваемых из поколения в поколение. Сегодня самоочевидность этических ценностей в молодежной среде перестает быть обязательной. Социальная среда не способствует привитию молодежи этических норм поведения, а современная школа решает эту проблему бессистемно.

  1. Источник изменений

В то же время отмечается ряд противоречий, препятствующих данному процессу:

- между объективной потребностью общества в личности с высокой нравственной культурой и недостаточным применением педагогического потенциала учебного предмета история в решении этой социально-педагогической задачи;

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между высоким потенциалом гимназического образования в создании условий для эффективной организации нравственного воспитания личности школьника и отсутствием прикладных научно-методических разработок в решении этой проблемы;

-между необходимостью нравственного воспитания старшеклассников на примерах героического прошлого нашей страны и сокращения количества часов на изучение истории.


  1. Теоретическая база опыта. Сущность категории «нравственное воспитание» рассматривается отечественными учеными (В.И. Андреев, М.Н. Аплетаева, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Б.Т. Лихачев, Л.И. Рувинский, В.А. Караковский, В.М. Пустовалов, Н.Е. Щуркова и др.) в контексте понятий «мораль» и «нравственность», различающихся иерархичностью ценностных установок, где:

- нравственные установки направлены на формирование отношений к высшим ценностям бытия: Добру, Истине, Свободе, Вере, Мудрости, Красоте;

- моральные – на взаимоотношения между людьми, основанные на Чести, Достоинстве, Долге, Толерантности.

Одним из важных средств, способствующих выявлению нравственной воспитанности учащихся и нравственному становлению личности старшеклассника, являются моральные дилеммы. Большинство российских (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков, А.А. Хвостов) и зарубежных (Л. Кольберг, Г. Линд) ученых считают моральные дилеммы методом воспитания. На наш взгляд, сущность моральной дилеммы заключается в создании ситуации нравственного выбора между двумя альтернативными решениями, осуществляемыми под прямым или косвенным руководством учителя, на основе которого активизируется процесс нравственного развития и саморазвития личности.

  1. Идея изменений. В современной психолого-педагогической литературе принято считать, что нравственное воспитание складывается из нравственного просвещения учащихся и организации их нравственного поведения. Но, в тоже время, между знанием и действием лежит этап формирования убеждений, выработке мотивов действия, приобретение необходимых умений и навыков. Даже хорошо зная как нужно поступить, человек не начнет действовать, основательно не подготовившись. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно выделять в процессе нравственного образования школьников этап разъяснения, которые призван убедить в необходимости действовать на основе изучения норм и требований морали, помочь выработать нравственные мотивы этого действия, и этап вооружения личности умением выполнять действие, включая тренировку, упражнения, способствующих формированию навыков нравственного поведения, что отвечает требованиям личностно-ориентированного подхода.


6. Концепция изменений. Теоретический анализ имеющегося знания и практики в данной области позволил нам определить наиболее существенные положения организации нравственного образования:

- человек - высшая ценность и его детство как непреходящий, самоценный период жизни;

- необходимо изучать природу ребенка, его индивидуальность, признании того, что ребенок есть самостоятельная личность, имеющая права и обязанности и поэтому требующая уважения своих интересов;

- освобождение детей от запретов, которое позволяет молодому человеку проявлять индивидуальность, развивает опыт общения, дает свободу действия, при которой ребенок испытывает все последствия своих поступков;

- признание ребенка активным субъектом процесса образования, актуализирующим свою человеческую сущность и способность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению в мире;

- соответствие создаваемых в гимназии педагогических условий возрасту детей, уровню их развития.



- предъявление высоких требований к личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества.
  1. Технология опыта. Технология опыта по нравственному образованию старшеклассников на уроках истории на основе анализа методики использования моральных дилемм строится на применении алгоритма, разработанного доктором педагогических наук В.И. Андреевым и выделением этапов работы над моральной дилеммой. Выделение этих этапов не формальный акт. Длительное изучение практики нравственного воспитания старшеклассников позволяет обосновано утверждать, что во всех ситуациях, которые приводили к достижению поставленной цели, учащиеся характеризовались внутренней готовностью постоянно следовать моральным нормам и требованиям. Это и есть самое трудное: сориентировать учащихся так, чтобы они сами захотели поступать как должно, и сами стремились овладеть необходимыми для этого умениями, то есть сами помогали учителю забегать вперед развития и вести его за собой.


Этапы работы над моральными дилеммами:

1.Подготовительный. Деятельность учителя: выбирает моральную дилемму, наиболее актуальную в данном классе в соответствии с темой занятия; осуществляет отбор содержания воспитывающей информации, форм, методов, приемов работы с предложенной моральной дилеммой согласно поставленной цели; осуществляет контроль за подготовкой к ролевой игре. Деятельность старшеклассников: составляют моральные дилеммы на основе жизненного опыта, значимого для учеников класса; разрабатывают и проводят ролевую игру с представлением вариантов решения дилеммы.

2.Презентация. Деятельность учителя: дает целевую установку классу, актуализирует проблему, носящую нравственный характер; представляет моральную дилемму, требующую нравственного выбора.Деятельность старшеклассников: восприятие содержания моральной дилеммы на основе личностного опыта.

3.Разъяснительный. Деятельность учителя: выясняет при помощи вопросов понимание сути дилеммы. Деятельность старшеклассников: отвечает на вопросы учителя, что способствует осознанию и осмыслению предложенной дилеммы.

4.Первичное принятие решения. Деятельность учителя: ориентирует учащихся на принятие первичного решения по моральной дилемме; выявляет уровень сформированности нравственных качеств учащихся. Деятельность старшеклассников: принимают решение открытым голосованием с выбором одного из вариантов ответа.

5.Дискуссионный. Деятельность учителя: организует дискуссии в микрогруппах, создавая различные воспитывающие ситуации; внимательно выслушивает все доводы, регламентирует порядок выступления, следит за соблюдением правил обсуждения.Деятельность старшеклассников: обсуждают ситуацию нравственного выбора с аргументацией собственной позиции; выбирают представителя от группы, фиксирующего высказывания участников микрогруппы; выслушивают выступления представителей каждой микрогруппы; задают дополнительные вопросы, приводят контраргументы выступающим о оппозиции.


6.Коррекционный. Деятельность учителя: задает дополнительные вопросы с целью демонстрации многоаспектности рассматриваемой проблемы; корректирует выбор через ненавязчивые формы воспитательного воздействия, используя прием смены ролей «Как бы я поступил на месте участников ситуации?».Деятельность старшеклассников: отвечают на вопросы, рассматривая дилемму с различных позиций; анализируют предложенные учителем проблемные ситуации; осуществляют самокоррекцию безнравственных установок.

7.Окончательное принятие решения. Деятельность учителя: через голосование определяет, каким образом повлияло обсуждение дилеммы на принятие нравственного решения; выявляет результативность коррекционного этапа.Деятельность старшеклассников: переосмысление содержания моральной дилеммы и окончательное осуществление нравственного выбора; вторичное голосование.

8.Социоморальная рефлексия. Деятельность учителя: подводит итоги.Деятельность старшеклассников: осуществляет социоморальную рефлексию личностной позиции по дилемме.

9.Прогностический.Деятельность учителя: определяет главные задачи по нравственному воспитания старшеклассников; прогнозирует дальнейшую работу по формированию нравственных качеств.Деятельность старшеклассников: используют результаты решения в жизненном плане.

8.Условия реализации изменений Важным условием повышения эффективности нравственного образования старшеклассников стала разработка и апробация методики применения моральных дилемм. Она заключается в целенаправленном отборе дилемм, имеет четко выделенные этапы принятия нравственного решения, алгоритм работы над моральной дилеммой, совокупность приемов и методов, активизирующих нравственный выбор старшеклассников, сочетание прямого и косвенного управления учителя, усиление диагностических, ролевых, диалоговых и рефлексирующих функций нравственного воспитания юношей и девушек.


9.Результат изменений. Востребованность предложенной системы нравственного воспитания на уроках истории предопределена конструктивным преодолением «кризиса системы воспитания» в начале XXI века в России, характеризующегося следующими признаками: рост преступности, наркомании, алкоголизма, эмоциональной неуверенности значимых взрослых в успешной реализации ими своих жизненных перспектив и др. Духовно-ценностный контекст системы нравственного воспитания на основе моральных дилемм становится неотъемлемой частью культуры личности, реализуясь в таких ее качествах как адекватная линия поведения, акт нравственного выбора и др. Все это позволило нам убедится в эффективности работы по проекту.

10.Адресная направленность опыта. Представленный педагогический опыт оптимален в достижении поставленной цели определить и обосновать педагогические условия повышения эффективности нравственного воспитания старшеклассников на основе моральных дилемм при изучении истории. Используемая методика применения технологии моральных дилемм может быть использована не только учителями истории, но и преподавателями других предметов гуманитарного цикла в образовательных учреждениях разного типа.



Дякина Елена Викторовна, МОУ «Гимназия №7» (полного дня), г. Оренбург