reforef.ru 1


Использование герменевтического подхода к изучению художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе.

учитель начальных классов

МОУ школы №9

Михайлова С.М.

2011 -2012 уч. год


В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество. Ведь именно в детстве закладывается нравственный фундамент личности.

Нравственные образцы надо искать в Культуре человечества и своего народа. А помочь детям освоиться в мире Культуры сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества должна школа и уроки литературы.

Сегодня в начальной школе уроки чтения стали уроками литературного чтения, цель которых заключается

в нравственном воспитании;

развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний

и практики читательской деятельности.
Решать эти непростые задачи мне помогает герменевтический подход.

Понятие «герменевтика» этимологически связано с именем бога Гермеса, который считался в Древней Греции посредником между богами и людьми, переводившим «неземной» язык богов на «земной» язык людей.

Основоположником современной герменевтики считается немецкий ученый Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер и немецкий философ В. Дильтей.

Герменевтика - это теория и искусство «глубинного истолкования текстов» (любых, в том числе и художественных).

Главной задачей является интерпретация первоисточников мировой и отечественной культуры.

На целесообразность применения герменевтического подхода в образовании указывают ведущие педагоги и психологи: В. А. Андреев, Е. В. Бондаревская, А. А. Брудный, В. М. Букатов. В. И. Слободников, И. И. Сулима и др.


Герменевтической основой

работы на уроках литературного чтения являются:

а) диалектика вопроса и ответа, состоит в том, чтобы понять текст ученик-читатель соотносит свои представления с представлениями автора, нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое».

б) круг «целого и части» (герменевтический круг) служит ориентиром смыслового понимания текста (чтобы понять целое, необходимо понять элементы, но понимание отдельных элементов определяется пониманием целого); круг последовательно расширяется, раскрывая более широкие горизонты понимания.

в) «движение к истокам» как своеобразный метод герменевтики - от текста (рисунка, музыкального произведения, учебного предмета, поступка) к истокам его возникновения (потребностям, мотивам, ценностям, целям и задачам автора).

Методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемное обучение.

Отличительными особенностями организации уроков литературного чтения являются:

1) постановка острых в нравственном отношении проблем

2) опора на диалог при общении участников ситуации между собой, а также с текстом, его персонажами и автором;

3) игровой подход к тексту (как к жизненно имитируемой ситуации), принятие участниками различных ролей и целей;

4) духовный и эмоциональный подъём, переживания собственного успеха.
Работу по восприятию художественного текста провожу по следующим этапам:

* этап предпонимания (первоначального самоопределения читателя);

* этап анализа (познания «чужого» языка автора);

* этап интерпретации смысла произведения

На 1 этапе

Одним из основных приемов, включающих процессы понимания, является «диалог с текстом», он помогает детям:

найти то, что непонятно, перечитать;


формировать вопросы ;

прогнозировать ответы на поставленные вопросы ;

проверять собственные предположения.

Этап анализа

начинается с выдвижения детьми собственных «гипотез смысла». Приём «Прогноз окончания текста» помогает мне увидеть глубину понимания текста. Затем анализируем текст по схеме следующего содержания. См слайды.

Художественные произведения для детей младшего школьного возраста построены таким образом, что главным двигателем событий текста является поступок персонажа. Следовательно, чтобы разобраться в смысле событий, необходимо проанализировать поступок, выявить его мотив, смысл и, конечно, определить личностное отношение к нему читателя. Параллельно нужно рассматривать средства выразительности: язык, речь героев, жанровые особенности текста.

На 3 этапе,

интерпретируя художественный текст, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли: он сам осваивает позицию автора.
Использую такие формы работы :


  • интонирование произведения (отрывка) вслух, т.е. выразительное чтение;

  • устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения;

  • создание нового текста (сочинения);

  • создание виртуального диафильма (мультфильма);

  • чтение произведения по ролям;

  • драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по заранее спланированному сценарию);

  • иллюстрирование произведений ;

  • словесное рисование;

  • творческие пересказы и т. д.



Приведу пример работы с отрывком из сказки М Горького «Воробьишко» в 1 классе

на 1 этапе

После знакомства с текстом задают вопросы о том, что им непонятно в поведении воробьишки.

На 2 этапе при анализе авторской речи обращается внимание на необычный «птичий» язык. Почему автор говорит на нем?


Проблемная ситуация позволяет углубиться в текст, даёт учащимся возможность для интерпретации.

На 3 этапе дети отвечают на вопрос:

- Автор действительно знает воробьиный язык? Смысл вопроса в том, чтобы дети поняли: автор, конечно же, не знает воробьиного языка, но он очень наблюдательный человек, который любит природу. Чтобы придумать такую воробьиную речь, надо долго и с любовью вслушиваться в воробьиное чириканье, надо наблюдать за поведением воробьиной семьи. Дети приходят к выводу о том, что только из реальных наблюдений и из любви может родиться такая сказка.

Дети учатся понимать воробъиный язык и говорить на нем. Что значит на воробьином языке слово «чив»? (молодец, хороший) Спрашиваю: ЧЕм замеЧАтелен воробьишка? Обращаю внимание детей на само оформление вопроса: в словах вопроса выделены элементы воробьиной речи. Отвечая на этот вопрос, дети отмечают такое необычное качество характера Воробьишки, как желание исправить то несовершенство, которое есть в мире. Это несовершенство состоит в том, что не у всех живущих на земле есть крылья. Пудик убеждён, что все должны летать, что когда он вырастет, сможет сделать так, чтобы все летали.

Далее на уроке ученики читают сказку по ролям.
Результаты при герменевтическом подходе в обучении

имеют
двойное значение: личностные и образовательные

Применяю данный подход 5 лет, считаю что он имеет ряд преимуществ:

1) средством реализации идей личностно-ориентированного образования;

2) обеспечивает процессы саморазвития и самореализации ученика;

3) активизирует познавательную читательскую деятельность;

4) помогает в развитии творческих компетенций личности.

Таким образом, герменевтический подход повышает эффективность педагогической деятельности.

Учителя, работающие с моими учениками , студенты и методисты пединститута, посещающие открытые уроки отмечают:

*высокую познавательную активность уч-ся;

*повышенный читательский интерес;

  • способность детей анализировать произведения различных жанров, •понимать авторский замысел и выражать свою интерпретацию текста;

творческие способности детей.