reforef.ru 1

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА


Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  1. гигиенические нормативы условий труда – утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;

  2. идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса – признание выявленных на рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса соответствующими классификатору вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  3. класс условий труда – степень отклонения фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;


  4. критерии оценки условий труда – показатели, указывающие на степень отклонения значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда;

  5. мониторинг условий труда – систематическое наблюдение за состоянием условий труда работников, включая определение фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам;

  6. специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты;

  7. трудовой процесс – воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;

  8. условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса;

  9. эксперт – физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

  10. исследовательская (измерительная) лаборатория – структурное подразделение организации, принимающей участие в проведении специальной оценки условий труда, или самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса.


Статья 3. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда


  1. Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов специальной оценки условий труда;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.


  1. Работодатель обязан:

1) обеспечить своевременное и полноценное проведение специальной оценки условий труда, включая представление необходимых документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;

2) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документального подтверждения наличия аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда, сертификатов экспертов, участвующих в проведении специальной оценки условий труда;

3) обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

4) обеспечить ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.


Статья 4. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда


  1. Работник имеет право:

1) лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда своего рабочего места;

2) знакомится с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места;

3) обращаться к работодателю (его представителю) за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда своего рабочего места;

4) обжаловать результаты специальной оценки условий труда своего рабочего места в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



  1. Работник обязан принимать участие в идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении специальной оценки условий труда своего рабочего места.

Статья 5. Применение результатов специальной оценки условий труда
Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:

1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

4) контроля за состоянием условий труда;

5) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;

6) установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

7) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

9) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

10) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания по итогам оценки состояния здоровья;

11) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;

12) определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;

13) принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;

14) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

15) определения объема и периодичности проведения работ по мониторингу условий труда;

16) контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Глава II. Порядок проведения специальной оценки условий труда
Статья 6. Организация специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера (далее – аккредитованная организация).

3. Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

5. Аккредитованная организация обязана приостанавливать проведение специальной оценки условий труда (не приступать к проведению специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса.

6. Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения специальной оценки условий труда в случае непредставления работодателем необходимой для проведения специальной оценки условий труда документации или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса.


Статья 7. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), а также утверждается график проведения работ по специальной оценке условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и сотрудники аккредитованной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается работодателем с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель или представители работодателя, включая специалиста по охране труда, либо представителя организации или специалиста, привлекаемых работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и сотрудники аккредитованной организации.

4. Председателем комиссии является представитель работодателя.

5. Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.

6. В целях настоящего Федерального закона к аналогичным рабочим местам относятся рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками, имеющими профессии или должности одного наименования, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.

7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, а также причинения ущерба работодателю или иным лицам, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
Статья 8. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах
1. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах осуществляется комиссией при непосредственном участии работников, на рабочих местах которых она проводится, а в исключительных случаях, ввиду невозможности их непосредственного участия, допускается участие их непосредственных руководителей, на основе классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

2. При осуществлении идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса должны учитываться все возможные вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, включая факторы, возникновение которых возможно в связи с несоблюдением требований по безопасному производству работ и эксплуатации машин и механизмов.

3. Для идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, определяется необходимость и объем проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок их соответствия гигиеническим нормативам условий труда, с учетом:

1) используемого работником производственного оборудования, сырья и материалов, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

2) результатов ранее проводившихся инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, свидетельствующих об их вредном воздействии на организм работника и (или) среднем или высоком риске опасности повреждения здоровья;

3) наличия случаев травмирования и (или) установления профессионального заболевания, связанных с воздействием на организм работника факторов производственной среды и трудового процесса на его рабочем месте;

4) предложений работников по проведению инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса для установления класса условий труда.

4. В случае если на рабочем месте не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труда, инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

5. В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем в государственную инспекцию труда подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформленная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, обеспечивает ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в установленном им порядке.

7. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет.

8. По окончании срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация, действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда считается продленным на следующие

5 лет.

9. В случае если на рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса комиссия принимает решение о проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

10. В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии (должности) законодательством Российской Федерации отнесены к профессиям (должностям) с вредными и опасными условиями труда, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на данных рабочих местах не проводится, при этом комиссией принимается решение о проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок в отношении идентифицированных для данной профессии (должности) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Статья 9. Инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки факторов производственной среды и трудового процесса

1. Инструментальным и (или) лабораторным измерениям и оценкам подлежат все идентифицированные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

2. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих инструментальным и (или) лабораторным измерениям и оценкам, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также предложений работников.

3. Инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценки фактических значений показателей факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются исследовательскими (измерительными) лабораториями, экспертами и сотрудниками аккредитованной организации.

4. При проведении инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса должны использоваться научно-доказанные методы и (или) методики измерений, а также сертифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации средства измерения.

5. Методы проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих данные измерения и оценку, определяются аккредитованной организацией самостоятельно.

6. Результаты инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок оформляются в форме протокола в отношении каждого фактора производственной среды и трудового процесса, подвергнутых инструментальным и (или) лабораторным измерениям и (или) оценкам.

7. По итогам проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется классификация условий труда.

8. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, в случае наличия угрозы жизни или здоровью членов комиссии, работников аккредитованной организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, иных лиц при проведении указанных измерений и оценок. Условия труда на подобных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

9. Решение о невозможности проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса ввиду наличия угрозы жизни или здоровью членов комиссии, работников аккредитованной организации, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, иных лиц при проведении указанных измерений и оценок, оформляется протоколом комиссии, в обязательном порядке содержащим основания для его принятия, являющегося неотъемлемой частью отчета о специальной оценке условий труда.

10. Работодатель в течение пяти дней со дня принятия решения, указанного в пункте 9 настоящей статьи, направляет в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего указанное в пункте 9 настоящей статьи решение.

Статья 10. Факторы производственной среды и трудового процесса


  1. К факторам производственной среды относятся:

1) физические факторы – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазона, в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение); световая среда (искусственное освещение (освещенность рабочей поверхности));

2) химические факторы – химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

3) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;

2. К факторам трудового процесса относятся:

1) тяжесть труда – показатели нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;

2) напряженность труда – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника;

3. Исследовательская (измерительная) лаборатория должна быть способна осуществлять инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценку следующих факторов производственной среды и трудового процесса:


  1. температуры воздуха;

  2. относительной влажности воздуха;

  3. скорости движения воздуха;

  4. энергетической освещенности (при оценке интенсивности теплового излучения);
  5. напряженности электрического поля (промышленная частота

    50 Гц);


  6. напряженности магнитного поля (промышленная частота 50 Гц);

  7. напряженности электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

  8. напряженности магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

  9. напряженности электростатического поля;

  10. интенсивности источников УФ излучения в диапазонах длин волн 200 - 400 нм;

  11. энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-А
    (λ = 400 -315 нм), УФ-В (λ = 315 - 280 нм), УФ-С (λ = 280 - 200 нм);

  12. энергетической экспозиции Н лазерного излучения;

  13. мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений;

  14. плотности потока альфа-излучения;

  15. плотности потока бета-излучения;

  16. уровня звука;

  17. общего уровня звукового давления инфразвука;

  18. ультразвука воздушного;

  19. локальной и общей вибрации;

  20. освещенности рабочей поверхности;

  21. длительности отрезков времени;

  22. массовой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

  23. расхода воздуха при отборе проб воздуха рабочей зоны;

  24. массовой концентрации твердых веществ в пробах воздуха рабочей зоны;

  25. длины пути перемещения груза при оценке тяжести трудового процесса;

  26. при оценке тяжести трудового процесса: усилия (мышечной силы кисти), массы груза.


Статья 11. Классификация условий труда

1. Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

2. Оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на организм работника факторов производственной среды и трудового процесса, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо значения показателей которых минимальны в сравнении со значениями, установленными гигиеническими нормативами условий труда, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

3. Допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, значения показателей которых не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами условий труда, а функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

4. Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых превышают значения, установленные гигиеническими нормативами условий труда, включая:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелой степени тяжести (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности.

5. Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия из воздействия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Статья 12. Результаты специальной оценки условий труда
1. Результаты специальной оценки условий труда оформляются комиссией в виде отчета, который включает в себя:

1) перечень рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2) перечень идентифицированных вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

3) карты специальной оценки условий труда с приложением протоколов инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса (за исключением случаев, установленных пунктом 5 статьи 8 настоящего Федерального закона);

4) сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда (за исключением случаев, установленных пунктом 5 статьи 8 настоящего Федерального закона);

5) перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда; (за исключением случаев, установленных пунктом 5 статьи 8 настоящего Федерального закона);

6) сведения об аккредитованной организации с приложением копий документов на право проведения специальной оценки условий труда, включая свидетельство об аккредитации, сертификаты экспертов – сотрудников аккредитованной организации.

2. Отчет комиссии подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, несогласный с результатами специальной оценки условий труда, имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к отчету комиссии.

3. Работодатель организует ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись в карте специальной оценки условий труда на его рабочем месте в срок не позднее тридцати дней с момента утверждения отчета комиссии. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Статья 13. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда на данных рабочих местах непосредственно производится только на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух), результаты которой применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

2. На аналогичные рабочие места заполняется единая карта специальной оценки условий труда.

3. Условия труда и меры по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20 % аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют схожую по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором опасностей травмирования и повреждения здоровья и последующей их оценки при выполнении этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Статья 14. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

1) ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) наличия предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;

3) замены производственного оборудования, повлекшей существенное изменение технологического процесса (свыше 30 % от общего объема операций);

4) существенное изменение технологического процесса (свыше 30 % от общего объема операций);

5) наличия изменений в уровне индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работников численностью не менее 5 % от общего числа работников;

6) наличия предложений первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения специальной оценки условий труда.


Статья 15. Сведения о результатах специальной оценки условий труда

1. Результаты специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета). Обязанность по передаче сведений о результатах специальной оценки условий труда возлагается на аккредитованную организацию.

2. Аккредитованная организация в течение десяти дней после утверждения отчета комиссии передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения о результатах специальной оценки условий труда, включая сведения, являющиеся объектами учета информационной системы учета:

а) сведения о работодателе;

б) сведения о рабочих местах;

в) сведения о работниках.

3. Объектами учета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда являются следующие сведения:

1) в отношении работодателя:

а) наименование;

б) юридический и фактический адрес;

в) форма собственности;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) основной государственный регистрационный номер;

е) код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

ж) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

з) код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;

и) численность работников;

к) количество рабочих мест;

л) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

м) распределение рабочих мест по классам условий труда;

2) в отношении рабочего места:

а) индивидуальный номер рабочего места;

б) наименование рабочего места;

в) код профессии в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

г) численность работников, занятых на рабочем месте (из них женщин);

д) основание для предоставления пенсионных льгот;

е) отношение к видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

ж) наименование, величина гигиенического норматива (ПДК, ПДУ), единица измерения, фактическое (измеренное) значение, продолжительность воздействия, класс условий труда оцененного фактора производственной среды;

з) наименование идентифицированных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

и) сведения о несчастных случаях и профессиональной заболеваемости;

к) сведения об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

3) в отношении работника:

а) фамилия, имя, отчество;

б) страховой номер индивидуального лицевого счета, содержащийся в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

в) дата рождения;

г) место рождения (населенный пункт);

д) пол;


е) стаж работы на текущем рабочем месте;

ж) общий стаж работы;

з) общий стаж работы во вредных условиях труда;

и) общий стаж работы в опасных условиях.

4. Сведения содержащиеся в информационной системе учета используются в целях, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами.

5. Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе учета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

6. Участники информационного взаимодействия обязаны соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в информационной системе учета, обеспечивать защиту данных сведений от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава III. Организации и эксперты, осуществляющие

специальную оценку условий труда


Статья 16. Организации, осуществляющие специальную оценку условий труда

1. Специальная оценка условий труда проводится организациями, указанными в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Организация, изъявившая желание осуществлять деятельность в области специальной оценки условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) уставные документы организации должны содержать указание на осуществление организацией в качестве основного вида деятельности специальной оценки условий труда;

2) иметь не менее одного рабочего места, оборудованного электронно-вычислительной техникой, необходимой для передачи в установленном порядке сведений в информационную систему учета;

3) иметь в штате организации не менее пяти экспертов, занятых в организации на постоянной основе;

4) быть застрахованной в системе обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованных организаций;

5) исследовательская (измерительная) лаборатория организации должна быть способна осуществлять инструментальные и (или) лабораторные измерения и оценку факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.


Статья 17. Эксперты

1. Сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдается лицам, прошедшим проверку на соответствие квалификационным требованиям и требованиям настоящего Федерального закона. Порядок проведения проверки, форму и технические требования к бланку сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

2. Обязательными требованиями, предъявляемыми к лицам, изъявившим желание получить сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, являются:

1) наличие высшего технического образования и дополнительного профессионального образования (в объеме не менее 144 часов) по специальной оценке условий труда;

2) наличие стажа практической работы в сфере проведения идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, оценки факторов производственной среды и трудового процесса, оценки эффективности применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты, не менее трех лет.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в определяемом им порядке ведет реестр лиц, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – реестр экспертов).

4. В реестре экспертов содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество эксперта;

2) номер, дата выдачи, дата окончания срока действия сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;

3) направления деятельности эксперта, по которым он может выполнять работы по специальной оценке условий труда;

4) дата аннулирования сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

6. Сведения о выдаче сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулировании вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в реестр экспертов не позднее семи дней со дня выдачи или аннулирования сертификата.

Статья 18. Независимость аккредитованных организаций и экспертов


1. Специальная оценка условий труда не может осуществляться:

1) организациями, осуществляющими функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов;

2) организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

3) организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

4) организациями в отношении юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, для которых эти организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц, а также в отношении юридических лиц, имеющих общих с этой организацией учредителей (участников);

5) экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, их руководителями, должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;

6) экспертами, состоящими с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), в которых проводится специальная оценка условий труда, их руководителями, должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аккредитованным организациям определяются договорами гражданско-правового характера и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения, каких-либо требований работодателей и их представителей в отношении результатов специальной оценки условий труда, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Аккредитованные организации и эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта (ситуации, при которых заинтересованность аккредитованной организации или эксперта может повлиять на результаты проводимой ими специальной оценки условий труда).

Статья 19. Обязательное страхование гражданской ответственности аккредитованной организации

1. Аккредитованная организация обязана страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику специальной оценки условий труда и (или) третьему лицу (далее – выгодоприобретатель) вследствие использования результатов специальной оценки условий труда.

2. Запрещается проведение специальной оценки условий труда аккредитованной организацией, гражданская ответственность которой не застрахована.

3. Убытки или имущественный вред, причиненный выгодоприобретателю вследствие использования результатов специальной оценки условий труда, содержащихся в отчете комиссии подлежат возмещению в объеме, определяемом решением суда, за счет суммы страхового возмещения, определенной в договоре обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованной организации.

4. Объектом страхования по договору обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованной организации являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности аккредитованной организации (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда заказчику, заключившему договор на проведение специальной оценки условий труда, и (или) третьим лицам.

5. Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности является установленный вступившим в законную силу решением суда факт причинения вреда действиями (бездействием) аккредитованной организации в результате нарушения требований настоящего Федерального закона.

6. В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального вреда, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.

7. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения вреда, причиненного в период действия договора обязательного страхования гражданской ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

8. Сумма страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованной организации не может быть менее чем один миллион рублей.

9. Страховой тариф по договору обязательного страхования гражданской ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления деятельности аккредитованной организации, количества предыдущих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения вреда обстоятельств.

10. Договор обязательного страхования гражданской ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

11. Выгодоприобретатель, которому по договору обязательного страхования возмещена часть причиненного вреда, вправе требовать от аккредитованной организации, ответственной за причиненный вред, возмещения вреда сверх полученного выгодоприобретателем страхового возмещения. Величина подлежащего возмещению вреда сверх полученного выгодоприобретателем страхового возмещения определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

12. Аккредитованная организация освобождается от возмещения заказчику специальной оценки условий труда и (или) третьему лицу убытков или имущественного вреда в случае:

1) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;

2) непредставления заказчиком (его доверенными лицами, работниками) в установленном порядке сведений, влияющих на результат специальной оценки условий труда, либо предоставление недостоверных сведений.

Глава IV. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Статья 20. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего федерального закона
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 21. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

1. На основании положений настоящего Федерального закона органы государственного контроля (надзора) вправе:

1) осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

2) выдавать предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также проведения внеплановой специальной оценки условий труда в срок, установленный с учетом характера нарушения;

3) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия аккредитации аккредитованной организации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

4) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата эксперта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

5) привлекать работодателя, аккредитованную организацию, эксперта к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

6) принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения нарушения настоящего Федерального закона.

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

1) соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона меры по устранению последствий нарушений требований настоящего Федерального закона;

4) осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Статья 22. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
1. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, права и законные интересы которых нарушены.


Глава V. Заключительные положения
Статья 23. Заключительные положения
1. Организации, аккредитованные в порядке действовавшим до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до получения аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

2. Результаты оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам условий труда, полученные указанными в пункте 1 настоящей статьи организациями до вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 1 сентября 2013 г., признаются действительными до окончания срока их действия.


3. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона порядком, действуют до окончания их срока действия, но не позднее
31 декабря 2015 года.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.