reforef.ru 1

Штрихи к портрету



Содержание



  1. Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

  2. Принципы творчества

  3. Пофамильный список:

  • Ампер

  • Больцман

  • Бор

  • Вольта

  • Галилей

  • Герц

  • Гук

  • Кюри Мария

  • Лебедев

  • Ландау

  • Максвелл

  • Ньютон

  • Нобель

  • Ом

  • Паскаль

  • Планк

  • Пифагор

  • Рентген

  • Томсон

  • Франклин

  • Фарадей

  • Эйнштейн

  • Эрстед

  • Юнг



  1. Информационные источники

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.


У каждого - свой тайный личный мир,

Есть в этом мире самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но всё это неведомо для нас.


И, если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.


Да, остаются книги и мосты,

Машины и художника холст

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!


Таков закон безжалостной игры,

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?


(Е.Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»)

scan10284.bmp




  1. упорство, но не упрямство.

  2. настойчивость, но не нахальство.

  3. трудолюбие, но не отречение от всех радостей жизни.

  4. любознательность, но не верхоглядство.

  5. умение критически оценивать ранее созданное.

  6. способность удивляться.

АНДРЕ МАРИ АМПЕР (учёный – чудак)

(1775 – 1836)

1.Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок. Он был мало известен при жизни. Имя же его сына-поэта знал чуть ли не каждый


2. Отец его имел хорошую библиотеку, и ещё 14-летним мальчиком Ампер прочитал с большим увлечением все 20 томов знаменитой энциклопедии Дидро и Даламбера. В течение нескольких недель он освоил латинский язык, чтобы читать произведения в подлинниках. (В последствии он овладел греческим и итальянским языками). В 13 лет он представил в Лионскую академию сочинение о квадратуре круга, считая, что нашёл решение старинной задачи о построении квадрата, равного по площади кругу.

3. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды с сосредоточенным видом он варил в воде 3 минуты свои часы, держа яйцо в руке.


4. Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы.
5. Будучи преподавателем, усиленно занялся электричеством, разработав его новый раздел – электродинамику. Его час пробил 4 сентября 1820 года – Ампер понял, что он должен делать. И с этого дня отсчитываются 2 недели, благодаря которым есть город Ампер, станции Ампер, музей Ампера, и, наконец, самое главное – один ампер!
6.На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр, так же прост, как и велик».

«Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». Его сочинения совершенны по форме, недосягаемы по точности выражений и, в конечном счёте, приводят к одной формуле, из которой можно вывести все явления, представленные электричеством, и которая навсегда останется основной формулой электродинамики.»

( Максвелл)


ЛЮДВИГ БОЛЬЦМАН (1844 – 1906)

1. Учёный-романтик с душой поэта и борца, он внёс фундаментальный вклад в развитие кинетической теории газов и термодинамики, в создание статистической физики.

2. На могиле учёного на Центральном венском кладбище был установлен бюст, на постаменте которого была выгравирована его бессмертная формула S=k logW. И сегодня имя выдающегося австрийского исследователя остаётся на устах тех, кто занимается проблемами термодинамики и статистической физики.

3. Его нравственные устои лучше всего проявляются в следующих словах: «Величайшее счастье заключается в том, чтобы делать добро другому человеку так, чтобы он не имел никакой возможности отплатить тем же.»

4. Непонимание его работ, а подчас и резкие нападки на них, опасение, что «энергетизм» может погубить дело всей его жизни – АТОМИЗМ , вызвали у него состояние глубокой депрессии. 5 сентября 1906 года он покончил жизнь самоубийством.

5. В речи на открытии памятника было сказано, что «даже тогда, когда все памятники будут погребены под мусором тысячелетий, короткая и простая формула Больцмана сохранит свою силу и величие».






БОР НИЛЬС (1885 – 1962)

1.Вы можете ничего не знать о Боре, как только его знаменитую фразу: «Это, конечно, безумная идея, но весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, что бы быть верной».

2.В годы студенчества он искал математическое решение проблемы свободы воли. Если всё в природе предопределено и у человека нет свободы выбора поступков, любые этические нормы не имеют смысла: человек заведомо не волен в своём поведении – все разговоры о совести и нравственности теряют опору. А если свобода выбора есть, то как её примерить с классической причинностью – с вековечным убеждением, что в мире всё подчинено безусловной необходимости?

3.Важнейший вклад в квантовую механику внесли несколько физиков, но трудно себе представить, как обернулось бы дело, если бы в их числе не было Бора. Он защищал её неутомимо и блистательно. Хотя никогда ещё рождающаяся теория не представала такой отвлечённой, оторванной от жизни. Голая математика, джунгли из переплетённых между собой формул. Первая мысль, которая приходила в голову: с какой стати реальный мир должен подчиняться этим навязанным ему кем-то значкам? Трудно было защищать такую теорию, особенно когда в непримиримым оппонентом выступал Эйнштейн.
4.Среди физиков по поводу боровской теории атома ходила шутка: «теория Бора предложила физикам пользоваться по понедельникам, средам и пятницам классическими законами, а по вторникам, четвергам и субботам – квантовыми. Математически всё выглядело исправно, а физически двусмысленно».
5.Объясняя обывателям принципы дополнительности и симметрии, положенные в основу квантовой теории, Бор любил повторять китайскую поговорку: «В драме жизни все мы – и зрители, и актёры».



АЛЕССАНДРО ВОЛЬТА –

создатель первого источника тока.

(1745 – 1827)

1. Этот физик, будучи ребёнком, первое слово сказал в 4 года, и это было слово «нет».

2. Он открыл и исследовал газ метан.

3. Этот человек был не только физиком, но и химиком, физиологом, изобретателем.

4. По иронии судьбы все приборы и личные вещи учёного – виднейшего специалиста в области электричества, сгорели на выставке, посвящённой его памяти, в результате пожара, вызванного неисправностью электропроводки.

5. Он открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте и расположил их в ряд по величине возникающей между ними разности потенциалов.





ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564 – 1642)

1. “Человечество не хочет жить без великих людей: в ту неделю, когда умер Микеланджело, родился он…Отец желал видеть его медиком и всячески старался отвадить от математики и физики. О существовании работ Архимеда и Евклида он узнал только в 18 лет… Восемнадцать лет он прожил в Падуе. Здесь он стал знаменитым учёным. На его лекции приходило до двух тысяч слушателей. Здесь сделал он свои знаменитые астрономические открытия, здесь писал учебники и учёные трактаты, изобретал невиданные машины, придумал новые фортификационные системы, смастерил воздушный термометр и пропорциональный циркуль…”

2. “…Тысячи жёлтеньких язычков чуть колеблются, когда вступает хор Пизанского собора, и в дрожании свечного пламени он замечает, как раскачивается большая люстра. Зависят ли колебания от времени? Здесь в соборе открыл он принцип изохронизма колебаний (независимость периода колебаний от амплитуды колебаний).

…Толпы студентов и любопытных окружили знаменитую Пизанскую башню: сегодня молодой профессор будет бросать с её вершины различные предметы, чтобы доказать, что тела неравного веса падают с одинаковой высоты в одинаковое время”.

3. “22 июня 1633 года от церкви монастыря святой Минервы в присутствии всех прелатов и кардиналов суда, подчиняясь приговору, коленопреклонённый, он прочёл отречение. То, что, поднимаясь с колен, он якобы крикнул: “А всё-таки она вертится!” - скорее всего, миф. Желанный, но миф. Инквизиция никогда не простила бы ему отречения чисто формального. От него ждали именно покаяния, смирения, требовалось не согнуть, а сломать его мысль…” (Г.Галилей)

4. Он только и делал, что разрушал красивое. Он вторгся со своим телескопом в идеальную сферу небес и открыл, что она не так уж идеальна. Прежде всего он направил телескоп на Луну. Благодаря 30-кратному увеличению стало видно, что её поверхность вовсе не гладкая и отполированная, как принято было считать. Напротив, она неровная и шершавая. Кроме того, на ней, как и на земной поверхности видны «громадные возвышения, глубокие впадины и пропасти».

Независимо от других астрономов, несколько опередивших его, он открыл пятна на самом Солнце!

Он очень легко принял гипотезу Коперника о круговых орбитах планет. « Если небесные тела, составляющие Вселенную, должны двигаться, рассуждал он, то невозможно себе представить, чтобы движение их было прямолинейным и вообще каким бы то ни было, как только круговым. Но почему же? Да потому, что если бы они двигались прямолинейно, то никогда бы не возвратились на свои места. А это означало бы, что во Вселенной нет порядка. Однако, и это ещё не всё. Тело, которое двигалось бы по прямой, направилось бы к цели, которую достигнуть невозможно, ведь прямая линия бесконечна. Между тем, природа не предпринимает ничего, чего нельзя было бы сделать».


1. Воспитание этот учёный получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета; затем работал преподавателем математики, был придворным философом.

2. История статики началась с Архимеда, история же механики неразрывно связана с именем этого учёного.

3. Он умер в 1642 году, почти через 100 лет – в 1737 году прах учёного, согласно его завещанию, был перенесён во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.

4. По образному выражению, этот учёный сумел отстоять свои научные взгляды и «победить на коленях».

5. Лишь спустя 3 с половиной столетия после его кончины папа римский Иоанн Павел Второй выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви на учёного были напрасны: он был прав.


ГЕНРИХ РУДОЛЬФ ГЕРЦ – Баловень богов.

(1857 – 1894)

1. Этот будущий физик родился на свет очень слабым ребёнком; врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Умер он в 37 лет от заражения крови.

2. Ко всем делам, за которые брался этот человек, он проявлял огромные способности. Его наставник по токарному делу, узнав, что ученик стал учёным, заметил: «Жаль. Из него мог бы получиться отличный токарь». А известный физик Гельмгольц, бывший его научным руководителем, назвал его «баловнем богов». Он с одинаковым успехом изучал и физику, и арабский язык.

3. Именно он экспериментально обнаружил электромагнитные волны, предсказанные великим Максвеллом, и наблюдал их отражение, преломление, интерференцию и поляризацию.

4. Тем не менее известно его письмо в Дрезденскую коммерческую палату о том, что исследование радиоволн надо запретить как бесполезные.

5. Имя и фамилия этого учёного составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С.Поповым.





ГУК РОБЕРТ (1635 – 1703)
post-3616-1159361362
1.Будучи человеком кипучего темперамента, Гук необычайно верно подмечал самые актуальные проблемы своего времени.
2.К сожалению, не обладая необходимой в науке дисциплинированностью ума, последовательностью действий и тщательностью исследований, он, как правило, не развивал свои идеи.
3.Он верно догадался, что цвета тонких плёнок обусловлены отражением света от передней и задней стенок плёнки, но этим предположением и ограничился; он выдвинул идею создания часов, а сконструировал их Гюйгенс; он предположил, что сила тяготения подчиняется закону обратного квадрата, а доказал это Ньютон.
4.Благодаря своему неуживчивому характеру Гук непрерывно вступал в ожесточённые споры с коллегами по поводу своего приоритета. Ньютона эти споры так измучили, что он дал зарок ничего не публиковать по оптике при жизни Гука.
5.Не удивительно, что его имя носит закон упругости!!!


КЮРИ МАРИЯ (1867 – 1934)
1.Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем.
2. Не имея никакой лаборатории, и работая в сарае на улице Ломон в Париже, с 1898 по 1902 годы они переработали 8 тонн руды урана и выделили одну сотую грамма нового вещества — радия. Мари и Пьеру Кюри понадобилось сделать 10000 перекристаллизаций, чтобы выделить первые крупицы радия. Позже был открыт полоний — элемент, названный в честь родины Марии Кюри.

3. На базе созданной её семьёй лаборатории в Париже был создан Радиевый институт для изучения радиоактивности. Американские женщины подарили Марии 1 грамм радия для продолжения опытов. Она часто носила пробирку с ним в кармане… Её медленно убивал открытый ею элемент. Она теряла зрение… И никто не умел лечить лейкемию.

4. Во время 1 мировой войны она обучала военных медиков применению радиологии 9например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненых). Во время своего второго визита в США (1929) она получила пожертвование, на которое приобрела 1 грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей.
5.Склодовская-Кюри стала первым (и на сегодняшний день единственной женщиной в мире) дважды лауреатом Нобелевской премии (по физике и химии).




ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР (1866 – 1912)

1.Будучи сыном состоятельного коммерсанта, надеявшегося и сына поставить на свой путь, Лебедев мог избрать куда более спокойную и обеспеченную жизнь, но его не привлекала коммерческая деятельность.


2.Работая в Московском университете, Лебедев организует лабораторию и создаёт лучшую в России того времени школу физиков.
3.Потом наступил 1911 год - в знак протеста против указа «О недопущении в стенах высших учебных заведений студенческих собраний…» 124 лучших преподавателей университета заявляют о своём уходе. Сестра Лебедева вспоминает об этом времени: «Пётр Николаевич не спал и мучился несколько дней. Он не мог сразу принять решение уйти. Он чувствовал и видел. Что погибло дело всей его жизни, дело, которое он с таким трудом создавал. За эти дни он очень изменился: поседел, похудел, но решил поступить так, как поступил бы гражданин. Он решил уйти». Тимирязев в связи с этим говорил: «Убивает не один только нож гильотины. Лебедева убил погром Московского университета».

4.О решении Лебедева уйти стало быстро известно га границей. Он получает письмо из Стокгольма: «…Для Нобелевского института было бы большой честью, если бы Вы пожелали там устроиться работать, и мы, без сомнения, предоставили бы Вам все необходимые средства, чтобы Вы имели возможность работать дальше… Вы, разумеется, получили бы совершенно свободное положение, как это соответствует Вашему рангу в науке».

5.Лебедева вовсе не прельщают перспективы научного процветания за пределами родины. Пожертвования передовых русских людей позволили организовать новую лабораторию. Однако его духовные и физические силы после всех этих мучительных событий были подорваны, и 14 марта 1912 года в возрасте 46 лет он умирает.
6.Ушёл из жизни человек необычайной преданности науке, необычайного гражданского мужества, необычайно развитого чувства национальной гордости. Его опыты по определению светового давления (особенно на газ) были столь совершенны, что не требуют перепроверки до сих пор!

ЛАНДАУ ЛЕВ

1.Со слов учёного студентам о самом себе: «Родился в Баку, вундеркиндом не был; учась в школе, по сочинениям не получал оценок выше троек. Интересовался математикой. Все физики-теоретики приходят в науку от математики, и я не стал исключением. В 12 лет умел дифференцировать, а в 13 – и интегрировать. Закончил Ленинградский университет, когда мне было без 2 дней 19 лет. В течение полутора лет был за границей (Германия, Швейцария, Дания, Англия, Бельгия, Голландия). Перевидел всех великих физиков (кроме Ферми). Своим учителем считаю датского учёного Бора. С 1937 года работаю в Институте физических проблем».
2.Ландау с детства отличался ершистостью характера, стремлением оспаривать всё устоявшееся. Так он считал, что «Татьяна Ларина в целом была довольно занудной особой», что замысел «Героя нашего времени» мог бы разъяснить один лишь Лермонтов…

3.В Институте физических проблем стала формироваться и школа Ландау. Она не носила каких-то жёстких организационных рамок, и к ней обычно причисляли тех, кто смог преодолеть высокий барьер – «теорминимум Ландау», включавший, по существу, 10 экзаменов. Всего 43 человека сдали эти экзамены целиком за 28 лет. Рекорд скорости – 2,5 месяца – был поставлен талантливым Померанчуком, обычно же у способных соискателей на подготовку и сдачу экзамена уходило до 3 лет, что считалось неплохим результатом.

4.«Лучшей своей работой считаю теорию сверхтекучести. Потому что её до сих пор никто по-настоящему не понимает».
5.Гений Ландау имел одну особенность – он писал с колоссальным трудом даже письма. Касаясь взаимоотношений со своими соавторами и учениками, Ландау как-то сказал со свойственной ему образностью: «некоторые говорят, что я граблю своих учеников. Некоторые – что ученики грабят меня. Правильнее было сказать, что у нас происходит взаимный грабёж».
6.Преданность и любовь физиков к Ландау особенно ярко проявилась в тяжёлые дни 1964 года, когда он попал в автомобильную катастрофу.6 недель он был без сознания. То, что выжил, - чудо, обязанное, как тогда говорили, на 33% врачам, на 33% - физикам, на 33% - организму и на 1% - самому господу Богу. После аварии Ландау прожил ещё 6 лет, хотя Ландау-физик уже навсегда умер. Нобелевская премия была вручена ему послом Швеции в СССР а Академической больнице.

7.Умирая, Ландау сказал, что он счастливо прожил свою жизнь, потому что ему всегда всё удавалось и он сделал всё, что мог… Известна его логарифмическая шкала ценностей – научных заслуг отдельных учёных, состоящая из 5 классов, причём представители каждого последующего класса сделали, по мнению Ландау, в 10 раз меньше, чем предыдущего. К первому классу он причислил Ньютона, Френеля, Клаузиуса, Максвелла, Больцмана, Гиббса, Лоренца, Планка, Бора, Гейзенберга, Шредингера, Дирака и Ферми. Эйнштейн принадлежал к «половинному» классу. Себя Ландау причислил к «двухполовинному» классу, но однажды, после какой-то особо удачной работы, он перевёл себя во 2 класс!





МАКСВЕЛЛ – самый математичный физик.

(1831 – 1879)

1. Этот учёный в детстве учился плохо, особенно по арифметике, но когда началось изучение геометрии, быстро стал лучшим учеником всей школы.

2. «Самый математичный физик» - так его называли современники. Он между делом осуществил первую в мире цветную фотографию и разработал способ радикального выведения жировых пятен с одежды, исследование об устойчивости колец Сатурна, но всемирную известность ему принесло совсем не это.

3. Его труды относятся почти ко всем разделам физики, но главные – к молекулярной физике и электродинамике. «Уравнения Максвелла», «электродинамика Максвелла», «правило Максвелла», «ток Максвелла» и, наконец, максвелл – единица электромагнитного потока.

4. Свои работы он подписывал псевдонимом: dp\dt.

5. По словам Генриха Герца, «Формулы этого физика живут собственной жизнью, обладают собственным разумом – кажется, что эти формулы…умнее даже самого автора». Система его взглядов выражена его уравнениями; это основа теории электромагнитного поля.




НЬЮТОН – САМЫЙ УМНЫЙ РЫЦАРЬ.

(1643 – 1727)

1. Именно этот английский учёный, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра 1, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс заключался в том, что Меньшиков был неграмотным.

2. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.

3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее богу, по словам Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.

4. Этот учёный-физик одновременно является автором 2 важных математических методов: дифференциального и интегрального исчисления.

5. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.




НОБЕЛЬ АЛЬФРЕД БЕРНХАРД.

(1833 – 1896)
0 002 001 0 002 007
1. Альфред Бернхард Нобель родился в 1833 году. В этот год дом и имущество Нобелей сгорели дотла, и это было знамением. Жизнь Альфреда шла при багровой подсветке всепожирающего пламени, под аккомпанемент взрывов.
2. К 17 годам Альфред свободно говорил на 5 языках: шведском, русском, английском, французском и немецком языках.

3. «Я мечтаю изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы войны стали в принципе невозможными», писал он. Альфред назвал своё изобретение динамитом. Кроме этого Нобель изобрёл детонатор.

4. Лекарством от физического и духовного изнеможения была для него напряжённая работа. «Мой дом там, где я работаю, а работаю я всюду».

Это был весьма странный господин. Он любил человечество, каким оно станет в будущем, и недолюбливал современников, именовал их «сворой двуногих обезьян».

Себя, впрочем. Он тоже не жаловал: «Альфред Нобель – убогое полуживое существо, и человеколюбивый врач, в сущности, должен был бы придушить его в тот момент, когда оно с криком вступало в жизнь. Главные достоинства: всегда содержит ногти в чистоте и никогда никому не был в тягость».
5. Единственной женщиной, которая пронесла любовь к Альфреду через всю его жизнь, была его мать. Сын обожал её и, когда дела шли успешно, делился с ней доходами.

Нобель не пил вина, не курил, не играл в карты, его единственной страстью было изобретательство. Итог научной деятельности – 355 патентов


6. В последних строках завещания Нобель пишет: «Наконец, последнее, настоятельное моё желание состоит в том, чтобы факт моей кончины был подтверждён компетентным врачом. После чего моё тело следует предать сожжению».

«КОРОЛЬ ДИНАМИТА» В ОГНЕ РОДИЛСЯ, В ОГНЕ И ИСЧЕЗ.

7. Для Нобеля пропуском в вечность был листок бумаги, исписанный мелким аккуратным подчерком. Назывался листок «Завещание» и был надлежащим образом зарегистрирован у парижского нотариуса ещё год назад в присутствии 4 свидетелей, обещавших хранить тайну. «Всё оставшееся после меня реализуемое имущество должно быть распределено следующим образом: душеприказчикам надлежит обратить капитал в надёжные ценные бумаги и образовать из них фонд, прибыль от которого будет ежегодно выдаваться в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Моё решительное намерение состоит в том, чтобы премии присуждалась вне зависимости от национальной принадлежности кандидатов; лауреатом должен становиться самый достойный, независимо от того, скандинав он или нет».


ОМ ГЕОРГ. (1787 – 1854)
1.Он был лучшим бильярдистом среди студенческой молодёжи Эрлангенского университета. Среди конькобежцев ему не было равных.
2. На студенческих вечеринках никто не мог соревноваться с лихим танцором, каким был Ом.
3. И он же был блестящим математиком!
4. Проработав 9 лет учителем математики в иезуитской коллегии Кёльна, он «превратился» из математика в физика! И занялся исследованием электричества.

5. Исследования Ома вызвали к жизни новые идеи, развитие которых вывело вперёд учение об электричестве. В 1881 году на электротехническом съезде в Париже учёные единогласно утвердили название единицы сопротивления – 1 Ом. Этот факт – дань уважения коллег, международное признание заслуг учёного.




ПАСКАЛЬ БЛЕЗ (1623 – 1662)

1.Его называют Гоголем в науке. Та же безмерная талантливость, необыкновенная творческая щедрость и тот же духовный надлом, мистические кошмары, яд которых отравлял мозг, то же перечёркивание самого себя, которого не мог вынести его гений…

2. Он стал великим математиком, в 16 лет доказал теорему и написал трактат о конических сечениях. В 18 лет изобрёл счётную машину-“бабушку” современных арифмометров. Предварительно он построил 50 моделей. Каждая последующая была совершеннее предыдущей. Юный конструктор записывает, не зная ещё, что мысль его на века обгоняет своё время “Вычислительная машина выполняет действия, более приближающиеся к мысли, чем всё то, что делают животные”. Машина приносит ему популярность”.

3. В 24 года его разбил паралич. Он с трудом передвигался на костылях, но продолжал работать. Ведь теперь он задумал до конца решить загадку атмосферного давления, поставить последнюю точку в многолетних трудах Галилея, Торричелли и Рея. Сначала он соглашался с древней схоластической аксиомой: “Да, очевидно, природа действительно не терпит пустоты”. Но, вникая в суть вопроса, понял, что “отвращение природы к пустоте” - пустой набор слов. Если это правда, “отвращение” на вершине горы и у её подножия должно быть одинаковым, если оно будет разным - дело не в “отвращении”, а в давлении атмосферы”.


4. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Предвидеть – значит, управлять!»

5.«Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо он осознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт»


ПЛАНК МАКС (1858 – 1947)
1.14 декабря 1900 года считается днём рождения квантовой физики. Но даже спустя 9 лет сам Планк признавался Эйнштейну: «Я ещё плохо верил в реальность световых квантов». По этому поводу Эйнштейн образно заметил: «Планк посадил в ухо физикам блоху», и хотя они пытались её не замечать, но она не давала им покоя. Известность и слава приходят к нему лишь спустя несколько лет после выдвижения им гипотезы квантов, за что ему присуждается Нобелевская премия.
2. Планк вырос в семье профессора права и получил хорошее образование, рано проявив необычайную одарённость и трудолюбие. При выборе профессии получила физика, но на протяжении всей жизни он увлекался музыкой: был хормейстером, руководил оркестром, по праздникам играл на органе в университетской церкви и почти ежедневно музицировал на фортепьяно. Его любимые композиторы – Шуберт, Шуман, Брамс. И раз уж речь зашла о «нефизических» увлечениях Планка, то кроме физики и музыки он очень любил горы и покорил многие труднодоступные вершины Альп. Ему шёл уже девятый десяток лет, когда он поднялся на один из «трёхтысячников» в восточном Тироле.
3. По его появлению в аудитории, в которой проводились коллоквиумы в институте физики в Берлине, можно было проверять часы. Лишь единственный раз он пришёл на 4 минуты раньше, чем привлёк всеобщее внимание.

4. Тёплые дружеские чувства, которые питал к Планку Эйнштейн, не помешали ему не совсем лестно отозваться о политических взглядах Планка. Планк был буржуазно-националистически настроенным учёным. В годы 1 мировой войны он провозглашал с университетской кафедры, что смерть на поле боя – «драгоценнейшая из наград». Вряд ли он думал так же, когда от ран при Вердене умер его сын. Однако он никогда не шёл на сделку с совестью. Весной 1933 года он встречался с Гитлером, протестуя против массового увольнения учёных еврейской национальности.

5.За несколько месяцев до смерти Планк, как бы оценивая смысл прожитой им жизни, говорит: «Единственное, на что мы с уверенностью с уверенностью можем претендовать как на нашу собственность, высшее благо, которое у нас не может отнять никакая сила в мире и которое способно принести нам ни с чем не сравнимое счастье, - это сознание честно выполненного долга».


ПИФАГОР (576 Г ДО Н.Э – 496Г ДО Н.Э)
пифагор



  1. Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину также постоянно, как дельфийский оракул. («Пифагор» значит «убеждающий речью»)

  2. В результате первой же прочитанной им лекции он приобрёл 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими жёнами и детьми образовали громадную школу и создали государство, названное «Великая Греция», в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

  3. Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрием)

  4. Никогда не плакал и вообще был недоступен страстям и волнениям

  5. Афоризмы Пифагора:

  • Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова

  • Молчи или говори то, что лучше молчания

  • Не поднимай пыли на жизненном пути.






РЕНТГЕН ВИЛЬГЕЛЬМ КОНРАД

(1845 – 1923)

1.Открытие Рентгена было воспринято как сенсация. Во всех лабораториях воспроизводятся опыты с Х-лучами. Почти сразу медики берут их на вооружение для диагностики.

2. Рентген отказывается от орденов, не патентует своего изобретения и не получает тех баснословных прибылей, которые мог получить в связи с применением своего открытия, считая, что его открытие должно принадлежать всему человечеству.

3. В годы 1 мировой войны его друзья из Голландии присылали голодающему учёному в Германию масло и сахар. А он все посылки направлял для общественного распределения, так как не мог позволить себе личное благополучие в обстановке бедствия своего народа. Только явная угроза голодной смерти заставила его согласиться на дополнительный паёк.

Он стал первым лауреатом Нобелевской премии.


4. Известно, что Рентген запретил употреблять в своём институте слово «электрон». Частично это объясняется необычайной требовательностью к результатам научного труда и стремлением к окончательной завершённости любого научного исследования. Не случайно, согласно завещанию, все его труды, которые он считал незавершёнными, были сожжены после его смерти.
5.Умер он от болезни, вызванной лучами, которым он дал жизнь и имя.

ДЖОЗЕФ ДЖОН ТОМСОН (1856 – 1940)
1.Томсона коллеги называли между собой просто «Джи-Джи».
2. Он сочетал в себе редкие качества теоретика, прекрасно владеющего мастерством матанализа и остроумного экспериментатора.
3. Его метод, который он сам называл «взяться за нужный конец палки», состоял в том, чтобы в начале решения нужной проблемы самому попытаться найти оригинальное решение, а уже потом проверить найденный метод решения в лаборатории и сличить свой путь с путями других.
4. Томсон создал первую солидную научную школу в Англии, из которой вышло много выдающихся учёных, и прежде всего его ученик Резерфорд.
5.Значение его открытия электрона наиболее ярко выразил английский учёный Липсон: «Физика, да и вообще вся жизнь на Земле, теперь уже никогда не сможет быть такой, как до этого открытия».


ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН –

учёный, писатель, политик

pf_088

1. Этот учёный в 27 лет стал одним из самых популярных писателей Америки. Выпускаемый им «Альманах бедного Ричарда» выходил в свет 30 лет; он издавал также «Пенсильванскую газету» и организовал первую в США публичную библиотеку.

2. Этот человек участвовал в составлении «Декларации независимости» США.

3. Он был 15 ребёнком в семье мелкого ремесленника, прожил 84 года, из которых физикой занимался 7 лет. За это семилетие успел многое сделать в науке: ввёл понятия «положительное» и «отрицательное» электричество, «батарея», «конденсатор», «проводник», «заряд», «разряд», «обмотка».

4. Главным его изобретением стал молниеотвод (громоотвод), а главным открытием – установление электрической природы молнии.

5. На его бюсте вырезаны слова: «Он отнял молнию у небес и власть у тиранов».


МАЙКЛ ФАРАДЕЙ –

физик, почти не знавший математики.

(1791 – 1867)

1. Этот великий английский физик вынужден был подрабатывать смотрителем маяков и судебным экспертом по качеству промышленных товаров.

2. Известный физик Генри Дэви в конце жизни признал, что главным достижением его жизни стало открытие этого учёного.

3. он первым ввёл в физику понятия: поле, катод, анод, электролит.

4. с интервалом в 9 лет сделал 2 величайших открытия, которые произвели революцию в жизни человечества – он изобрёл электродвигатель и электрогенератор.

5. Этот физик-самоучка плохо знал математику, в результате, по выражению учёного Роберта Милликена, облечь его плебейски обнажённые научные представления в аристократические одежды математики пришлось Максвеллу.






ЭЙНШТЕЙН – исключение из правил.

(1879 – 1955)

1. Этот учёный свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.

2. Нобелевскую премию он получил в 1921 году за физико-математические исследования и открытие законов фотоэффекта.

3. Его письмо президенту США в 1940 году стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.

4. Он долгое время работал в Германии и он – единственный еврей, чей бюст находится среди нескольких сот бюстов великих немцев в Пантеоне национальной славы германии Вальгалла близ Регенсбурга.

5. Этот учёный – один из основателей современной физики, создатель общей теории пространства – времени – тяготения.

Эйнштейн.

-был первенцем в семье Германа и Паулы Эйнштейн. Он родился в Германии в городе Ульме 14 марта 1879 года и был желанным ребёнком. Вырос в Мюнхене, где у отца и дяди был небольшой заводик. Мальчик с трудом выучился говорить, он не проявлял никаких способностей к учёбе, предпочитал одиночество традиционным детским забавам, а от сверсников, играющих в войну или просто марширующих, с ним могла даже случиться истерика.

- а когда 6-летнего Эйнштейна начали учить музыке, вручив ему скрипку, он, будучи ребёнком тихим и обожающим уединение, пришёл в ужас. Довольно долго он прямо-таки ненавидел и скрипку, и смычок, и своего преподавателя. Но прошло некоторое время, и мальчик услышал произведение композитора, который сумел примирить его и с уроками, и со скрипкой. Это Моцарт. Этот гений музыки так и остался любимым композитором гения физика.
- в гимназии Альберт учился плохо и не закончил её. Учитель математики ничего хорошего от него не ждал. Однажды, разозлившись на непонятливого ученика, заорал: «Из этого тупицы, Альберта, ничего путного не выйдет!»

«Накаркал учитель», - подумал Эйнштейн, когда провалился на вступительном экзамене в Цюрихское технологическое училище.


- Эйнштейну всё же пришлось доучиваться в гимназии, а затем он поступил в Цюрихский политехнический, где и познакомился с Милевой Марич, а вскоре и женился на ней. Эта женщина была очень способной, предполагают, что именно она математически обосновала теорию Эйнштейна.

Подтверждением служит и тот факт, что всю Нобелевскую премию, полученную, между прочим, уже после развода с Милевой, гений отдал ей.

Жалованье, которое Эйнштейн получал по окончании института, работая в патентном бюро, позволяло только что не умереть с голоду его семейству, и отношения с Милевой трещали по швам. «Мой муж очень талантлив, он умеет делать всё, кроме денег. Но гений ведь имеет право на недостатки, не так ли?» - сказала об Эйнштейне Милева.
- в 1933 году он покинул Германию и ступил на американский берег с любимой скрипкой в руках, опираясь на плечо своей верной бывшей секретарши и будущей жены Эльмы.

Разбогател он только лишь когда Принстонский университет купил у него рукописи теории относительности.

Эйнштейну, кстати, пришлось писать их заново, все рукописные труды в Германии он намеренно уничтожил.

- характер гения был не слишком приятным – сварливый, занудливый и довольно жёсткий.

Но к старости он совершенно переменился. Современники Эйнштейна рассказывали, как умилительно выглядела картина: старик Эйнштейн и маленькая соседская девочка увлечённо часами беседуют или решают школьные задачки, сидя вдвоём на скамейке в парке. Замечали также, что седовласый гений обожал подолгу что-то рассказывать своему любимому коту.

- о неряшливости и рассеянности учёного ходили легенды. Он не помнил ни одного номера телефона, в том числе и своего собственного.

В Принстоне он не изменил своей привычке одеваться небрежно: «Зачем? Меня здесь никто не знает!» - говорил он Эльзе. И продолжал через 10 лет: «А теперь зачем? Меня здесь все знают!»


- верность принципам и безукоризненную порядочность великого учёного ценили все. Недаром в 1952 году Эйнштейну предложили занять пост премьер-министра Израиля. Гений, правда, отказался, но ежегодно выступал с приветственными обращениями к гражданам нового государства.
- гений был чудаковат. На 72-летие нобелевского лауреата был приглашён фотограф. «Вы гений, господин Эйнштейн, я снимаю», - сказал он. И Эйнштейн высунул язык.
- Эйнштейн был не только чудаковат, но и остроумен. Однажды репортёр спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную картотеку.

Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал: «Милый мой, настоящие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и запомнить!»


- Эйнштейн очень уважал фильмы Чаплина. «Вы станете великим человеком, ваша «Золотая лихорадка» понятна каждому, - писал он ему.

«Вами я восхищаюсь ещё больше, - отвечал ему актёр, - вашу теорию относительности не понимает никто!»



ГАНС ХРИСТИАН ЭРСТЕД

(1777 – 1851)
1.«СЕРДЦЕМ РЕБЁНОК И ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФ», - так говорил о нём его соотечественник Ханс Кристиан Андерсен.
2. Он был ещё и литератором. Известно его эссе «Границы поэзии и прозы». Оно вышло в свет одновременно с описанием его химических исследований свойств щелочей.

3. За открытия в области электромагнетизма он в 22 года получил звание доктора философии и 3000 золотых франков, некогда назначенных Наполеоном для авторов самых крупных открытий в области электричества.

4. в те же годы Эрстед открывает литературный журнал, читает просветительские лекции для женщин, совершает десятки заграничных поездок и блестяще овладевает немецким, французским, английским и латинским языками, на которых читает лекции о науке и литературе.
5. хоронили его ночью. Толпа из 200 тысяч (!) человек, освещая путь факелами, провожала его в последний путь. Звучала траурные мелодии, специально сочинённые в его память. Дания была ему благодарна.
5.Его открытие часто считают случайным. Но стоит помнить, что «Каждая случайность – это непознанная закономерность».
6.Один эрстед – единица напряжённости магнитного поля.


ЮНГ ТОМАС

(1773 - 1829)
ung
1.Старший из 10 детей добропорядочного. Честного и трудолюбивого английского торговца, он рано усвоил господствующую в семье заповедь деда: «Учиться мало и кое-как – ужасная вещь».

2. Двух лет от роду он научился читать по Библии. В начальной школе он изучает латынь, греческий и древнееврейский языки, а заинтересовавшись любопытными картинками в книжках на французском и итальянском языках, он и эти языки изучает самостоятельно. Потом, желая узнать разницу между восточными и европейскими языками, осваивает арабский и персидский (без учителя!!!).

3. Увлекшись ботаникой, он задумал построить микроскоп и для этого изучает токарное дело и дифференциальное исчисление (а ему ещё нет 14 лет).

4. Но изучает медицину в Англии и Германии. Необыкновенно много читает и успевает дважды в неделю брать уроки танцев, музыки и рисования и 4 раза заниматься верховой ездой. Впоследствии он стал известен как тончайший знаток живописи и музыки, прекрасно рисующий и играющий почти на всех музыкальных инструментах. Следуя своему девизу «Каждый человек может сделать то, что делают другие», он становится искусным наездником и канатоходцем; между делом он выступает в лондонском цирке, и его выступления привлекают на цирковые преставления многочисленную публику.

5. Он написал около 60 глав «Британской энциклопедии». По этому поводу Араго справедливо замечает, что перечень трудов Юнга достоин не одного учёного, а по меньшей мере нескольких академий. При этом Юнг не был кабинетным учёным. Он пользовался большим успехом в обществе как человек с широчайшим кругозором, простотой в общении, обаятельный и добросердечный.


6.Однако современники не смогли оценить по достоинству вклада Юнга в науку. Он сам говорил о том, что «лишь немногие его понимают и никто ему не верил». Уже в середине 19 века труды Юнга были изрядно забыты даже в Англии. Юнг был одним из наиболее дальновидных и проницательных людей, которые когда-либо жили, но он имел несчастье быть много выше своих современников.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.


      1. «Прекрасна ли истина», Олег Мороз, издательство «Знание», Москва,1989

      2. «Вероятностный мир», Д.Данин, издательство «Знание», Москва,1981

      3. «Предчувствия и свершения», Ирина Радунская, издательство «Детская литература», Москва, 1989

      4. «Всегда молодая физика», Владимир Карцев, издательство «Советская Россия», Москва, 1983

      5. «История физики в средней школе», В.И.Мощанский, Е.В.Савельева, издательство «Просвещение», 1981

      6. «100 великих учёных». Д.К.Самин, издательство «Вече», 2003

      7. «Приключения великих уравнений», В.Карцев, издательство «Знание», Москва, 1978

      8. «Тысячелетия энергетики», В.Карцев, П.Хазановский, издательство «Знание», Москва, 1984

      9. «Физика в школе», №8, 2000