reforef.ru   1 2 3

Сведения о наличии и движении материальных ценностей на субъекте за май

Показатели

Количество, шт.

Цена, тенге

Сумма, тенге


Остаток на 1 мая

1000

20,00

20000

Приобретено в мае:

1 партия

200

21,00



4200

2 партия

300

23,00

6900

3 партия

600

20,00

12000

4 партия

200

22,00

4400

ИТОГО по приходу

1300

х

27500

ИТОГО с остатком

2300

Средняя цена 20,65

47500

Остаток на 1 июня

900

х

х

Метод специфической (сплошной) идентификации - применяется в тех случаях, если есть возможность четко организовать партийный учет запасов. Предполагается, что по каждому виду товаров можно установить, например, что он состоит из 300 единиц, имевшихся на 1 мая, по 20 тенге за единицу на сумму 6000 тенге, 100 единиц из первой партии по цене 21 тенге на сумму 2100 тенге, 300 единиц из третьей партии но цене 20 тенге на сумму 6000 тенге и 200 единиц из четвертой партии по цене 22 тенге на сумму 4400 тенге. Тогда общая стоимость остатка составит 18500 тенге (6000 + 2100 + 6000 + 4400). Следовательно, стоимость израсходованных за месяц материалов составит 29000 тенге (47500 - 18500).


Метод средневзвешенной стоимости. При этом методе предполагается, что стоимость материальных запасов — это средняя стоимость имеющихся в наличии запасов на начало месяца (периода) плюс стоимость поступивших в течение этого месяца (периода). В нашем примере, средняя стоимость единицы материала составит 20 тенге 65 тиын (47500 : 2300); израсходованных в течение месяца материалов - 28910 тенге (2300 - 900 = 1400; 1400 х 20,65); остатка 18585 тенге (900 х 20,65). Данный метод широко применялся в отечественной практике учета материальных запасов.

Метод "ФИФО" — метод оценки запасов по ценам первых покупок, основан на предположении, что фактическая себестоимость запасов, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к израсходованным материалам. Себестоимость запасов на конец месяца относится к последним поставкам, а их выбытие к более ранним поставкам. В нашем примере, остаток запасов на конец месяца в количестве 900 единиц будет оценен: четвертая партия 200 единиц по 22 тенге за единицу на сумму 4400 тенге, третья партия 600 единиц по цене 20 тенге на сумму 12000 тенге, 100 единиц из второй партии по 23 тенге на сумму 2300 тенге, а всего на сумму 18700 тенге. Расход запасов в количестве 1400 единиц (2300 - 900) будет оценен на сумму 28800 тенге (47500 - 18700).

Метод "ЛИФО" — метод оценки запасов по ценам последних покупок, базируется на той предпосылке, что себестоимость запасов, приобретенных последними, используется для определения стоимости запасов, израсходованных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец месяца (периода) рассчитывается по себестоимости запасов, приобретенных первыми. В нашем примере, остаток на конец месяца в количестве 900 единиц будет оценен по цене остатка на начало месяца (20 тенге) на сумму 18000 тенге. Расход материалов за месяц — 29500 тенге (47500 - 18000).

Произведем сопоставление данных при применении различных методов оценки запасов.


Показатели


Метод специфической (сплошной) идентификации

Метод средней стоимости

Метод “ФИФО”

Метод “ЛИФО”

Расход запасов:

количество единиц

стоимость, тенге

Остаток запасов на конец месяца:

количество единиц

стоимость, тенге



1400

29000

900

18500


1400

28910

900

18585


1400

28800

900

18700


1400

29500

900

18000


Оценка материальных запасов и суммы ТЗР непосредственно влияют на размер совокупного годового дохода через себестоимость реализованной продукции, а, следовательно, и на величину подоходного налога с юридических лиц. Поэтому правильность применения оценки материальных запасов и списание ТЗР (отклонений (+,-)) контролируется налоговыми органами.

На счетах подраздела 20 "Материалы" (счета 20I-208) учитывают следующие виды ценностей.

201 "Сырье и материалы" — сырье и материалы, необходимые для создания основы вырабатываемой продукции или являющиеся компонентами при ее изготовлении. Здесь же учитываются и вспомогательные материалы, которые участвуют в создании продукции, или они предназначены для хозяйственных нужд, технических целей и содействия производственному процессу.

202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" — покупные полуфабрикаты и готовые комплектующие изделия, приобретаемые для укомплектования производимой продукции и требующие затрат по обработке или сборке.

203 "Топливо", на котором учитывают нефтепродукты, твердое и другие виды топлива. К нефтепродуктам относятся все виды горючих и смазочных материалов, используемых для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления. К твердому топливу относят все виды этого топлива: уголь, торф, дрова, саксаул. К другим видам топлива относят газообразное топливо, горючие сланцы.

204 "Тара и тарные материалы" — тара всех видов, кроме используемой как тара-оборудование и хозяйственный инвентарь (цистерны, бочки, фляги), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное).

205 "Запасные части" — запасные части, предназначенные для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и других видов техники (детали, узлы, агрегаты, аккумуляторы, автомобильные шины).

206 "Прочие материалы" — отходы производства, неисправимый брак, ценности, полученные от ликвидации основных средств, изношенные шины, утильная резина.

207 "Материалы, переданные в переработку" — материалы, переданные в переработку на сторону н в последующем включаемые в себестоимость полученных из переработки изделий.

208 "Строительные материалы" (используются предприятиями- застройщиками) — строительные материалы, используемые непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей. На этом субсчете учитывают также другие ценности, необходимые для нужд строительства: взрывчатые вещества, бумага.

По дебету счетов подраздела 20 "Материалы" показывают остаток на начало и конец месяца, поступление материалов; по кредиту — их расход. Материальные запасы учитывают в двух измерителях: натуральном и денежном.

В финансовой отчетности следует раскрывать следующее:

Учетную политику, принятую для оценки товарно-материальных запасов;

расшифровку балансовой стоимости по классификациям товарно-материальных запасов;

существенное списание товарно-материальных запасов до чистой стоимости реализации с описанием причин;

если себестоимость товарно-материальных запасов определена по методу ЛИФО, то раскрытию подлежит разница между суммой товарно-материальных запасов по балансу и наименьшей из суммы, полученной в результате использования метода ФИФО, или средневзвешенной и чистой стоимости реализации;

себестоимость реализованных товарно-материальных запасов; балансовую стоимость товарно-материальных запасов, заложенных в качестве гарантии за обязательства на конец отчетного периода.

ГЛАВА 2
2.1. Организация учета товарно-материальных запасов
Для правильной организации материального учета должны быть созданы необходимые условия. В частности, следует оборудовать места хранения материалов (склады) подъездными путями, погрузочно-загрузочными площадками, стеллажами и ячейками для хранения материалов, весовыми и измерительными приборами; специализировать склады на хранении определенных видов материалов; закрепить; закрепить хранение ценностей за конкретными материально ответственными лицами и оформить их материальную ответственность; определить список лиц, имеющих право разрешать отпуск материалов со склада, и лиц, имеющих право получать материалы со склада; разработать нормы расхода материалов на производство конкретных видов продукции.

Основной целью стандарта является определение порядке учета товарно-материальных запасов, который включает:

классификацию и оценку ТМЗ;

учет затрат, связанных с производством и образующих производственно себестоиомсть ТМЗ;

группировку затрат на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с их экономическим содержанием, разграничение затрат, не включаемых в производственную себестоимость продукции (работ, услуг);

методы учета затрат и способов оценки себестоимости товарно-материальных запасов.

Особое значение в организации учета товарно-материальных запасов имеет правильно выбранный метод оценки, так как оценка непосредственно влияет на размер валового дохода через себестоимость реализованной- продукции, работ, услуг и, естественно, на величину подоходного налога с юридических лиц и на конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

Данный стандарт допускает применения одного из следующих методов оценки себестоимости ТМЗ:



  • средневзвешенной стоимости;

  • ФИФО;

  • ЛИФО

  • специфической идентификации.

Методом средневзвешенной оценки рассчитывается средняя стоимость товаров, пригодных для реализации. Средняя стоимость определяется путем деления стоимости всего товара на количество его единиц. В результате получаем средневзвешенную стоимость единицы материальных запасов на конец отчетного периода.

Допустим, средняя себестоимость единицы изделия равно 4952 тенге, а сумма себестоимости всех изделий составляет 742800 тенге. Цифра 4952 тенге рассчитана на основе следующих данных:


Дата


Запасы

Получено

Общая сумма (тенге)

К-во

Стоимость единицы (тенге)

К-во

Стоимость единицы (тенге)

Запасы на

30 июня


6 июля

9 июля


20 июля

26 июля

20

4800

-

20

40



30

40

-

4800


4900

5000


5120

96000


96000

196000


150000

204800


Итого

20

4800

130

х

742800

Средняя стоимость одного изделия 4952 тенге (742800/150).

Если в запасе на конец периода – 31 июля имелось 70 единиц изделий, то себестоимость этих запасов – 346640 тенге (70х4952).

Себестоимость изделий для продажи 742 800 тенге. Отсюда вычитаем запасы на сумму 346640 тенге, и определяем себестоимость реализованных товаров в размере 396160 тенге (742800-346640).

Итак, стоимость изделий на конец периода, определенная по методу средней стоимости, учитывает все цены, по которым приобретались изделия в течение отчетного периода При таком методе сглаживаются цены по каждой покупке.

Данный метод позволяет отразить стоимость приобретенных товарно-материальных запасов по разным ценам на конец отчетного периода более реально. И где большая номенклатура товарно-материальных запасов, на наш взляд, лучше применить этот метод, так как он позволяет облегчить их текущий учет.

Следующим методом определения стоимости товарно-материальных запасов является метод “Фифо”. На языке бухгалтерского учета это аббревиатура означает “Первым поступил – первым продан”, или товарно-материальные запасы, поступившие ранее, будут реализованы ранее.

Другими словами, можно сказать, что себестоимость товаров, приобретенных в первую очередь, должна быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь. Этот метод называют методом оценки запасов по ценам первых покупок. Оценка запасов на конец периода производится по ценам последних покупок. Этот метод соответствует лучшему управлению запасами

Следует отметить, что метод Фифо в международной практике ориентрован на бухгалтерский баланс и в основном предназначен' для составления ежемесячного отчета о прибыли



Метод “Лифо”. Этот метод оценки запасов по ценам первых покупок и ориентирован на противоположное утверждение. “Лифо” исходит из того, что реализованные запасы были закуплены последними, значит остаток запасов при этом представляет собой сумму наличных запасов и ранее приобретенных активов.

Согласно методу “Лифо” товарно-материальные запасы на 30 июня составляет 20 единиц по 4800 тенге - 96 000 тенге,

6 июля получено 20 единиц, также по 4800 тенге на сумму - 96 000 тенге

30 единиц из покупок 9 июля по 4900 тенге составляет - 147 000 тенге

Всего 70 единиц на сумму - 339 000 тенге.

Ранее определена себестоимость товаров для продажи - 742 800 тенге- из этой суммы вычитаем запасы на сумму 339 000 тенге, отсюда себестоимость реализованных запасов составляет 403800 = (742 800 – 339000)

Цель этого метода - максимально приблизить себестоимость реализованной продукции к последним издержкам на их приобретение. Однако, трудность заключается в нестабильности цен. Если бы мы имели стабильные цены на запасы и на другие товары, то результаты по методам “Фифо” и “Лифо” были бы одинаковым.

Таким образом, отчет о прибылях и убытках будет представлен более реально с точки зрения текущих затрат и текущей выручки, в финансовом отчете также будет отражен инфляционный процесс.

Если учесть темпы инфляции, а также частые закупки и продажи, то метод “Лифо” отражает временную корректировку влияния инфляции. Однако метод “Лифо” многовариантен, что позволяет получать различные результаты.

Для сравнения методов “Фифо” и “Лифо” приведем примеры, используя предыдущие цифры сентябрьской покупки.

Всего в реализации - 590,0 тыс. тенге

Остаток товарно-материальных запасов (сумма наличных запасов и ранее приобретенные запасы) - 330,0 тыс.тенге

Себестоимость реализованной продукции - 260,0 тыс. тенге

Из примеров видно, что в сентябре себестоимость реализованной продукции по методу “Фифо” составило - 200,0 тыс. тенге, а по методу “Лифо” - 260,0 тыс. тенге т.е. себестоимость реализованной продукции по методу “Лифо”, больше, чем по методу “Фифо”.

Следует сказать, что чем больше величина себестоимости реализованной продукции, тем меньше величина налогооблагаемого дохода и, соответственно, тем меньше сумма подоходного. налога с юридических лиц. Предприятия, особенно, частные, стараются как можно меньше платить подоходный налог. Разумеется, при соблюдении законодательства. По этой причине большинство наши предприятий применяет тот метод оценки товарно-материальных запасов, который дает большую величину себестоимости реализованной продукции. В условиях повышения цен и инфляции, как правило, предприятия предпочитают метод “Лифо”. Выбрав тот или иной метод, предприятия должны пользоваться им из года в год. Следовательно, утверждение учетной политики, в целом означает сложный и очень серьезный процесс. Предприятие может изменить тот или иной метод только в случае, если для этого имеются серьезные основания, причем и причины и последствия перехода на другие методы должны объясняться в соответствующих органах и отражаться в годовом отчете.

Метод специфической идентификации предполагает расчет себестоимости единиц товарно-материальных запасов, которые не являются взаимозаменяемыми, и товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов и заказов.

Метод специфической идентификации может быть использован для товаров, обладающих значительной стоимостью, как ювелирные изделия, дорогостоящие редкие, дефицитные группы TM3. Хотя до реформирования бухгалтерского учета в отечественной практике учета этот метод являлся преобладающим и, действительно, в некоторых случаях считается удобным им пользоваться, но из-за двух существенных недостатков, в настоящее время не получил особого распространения. Во-первых, сложно и непрактично прослеживать приобретение и реализацию конкретных товарных единиц. Во-вторых, если хозяйствующий субъект занимается приобретением или реализацией однородных товаров, определить какие товары уже реализованы, а какие нет, можно со значительной долей условности. То есть этот способ оценки ТМЗ обычно применяется в организациях с небольшой - номенклатурой товарно-материальных запасов, которые выполняют специальные заказы.

В бухгалтерском учете оценка выполняется - в денежном выражении. Например, материальные запасы в момент поступления учитываются по цене приобретения. При продаже товарно-материальные запасы обмениваются на деньги, и соответствующие записи производятся на счетах бухгалтерского учета. Однако, проблема заключается в том, когда следует переоценивать запасы или товары. Мы знаем, что первоначальная оценка производится в момент приобретения, а окончательная при выбытии, товарно-материальных ценностей.

Стоимость приобретения оценивается по себестоимости, которая отражает затраты на приобретение ресурсов на момент их получения или использования в процессе производства. Проблема учета затрат в составе себестоимости решается в рамках бухгалтерского учета согласно принципам оценки по себестоимости и соответствия, т.е. имеется взаимосвязь между затратами и будущими доходами.

Наиболее важным фактором, который влияет на методы оценки запасов, является их нацеленность на достижение наилучшего соотношения затрат и выручки.

2.2. Документация по учету движения материальных запасов

По учету движения материальных запасов разработаны типовые межведомственные документы, своевременная выписка и правильное оформление которых позволяет организовать надлежащий учет и контроль за сохранностью и правильным использованием этих запасов. В зависимости от их физических свойств и экономического назначения группировка проводится по группам, подгруппам, видам и размерам материальных запасов. В основу построения учетных номенклатур положена классификация материальных запасов и их учет на соответствующих счетах 20 “Материалы”.

По учету движения материалов применяются следующие типовые документы.

Доверенность (ф. № М-2 или ф.№ М-2а). Применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Форму № М-2а применяют субъекты, у которых получение материальных ценностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном Журнале учета выданных доверенностей (ф. № М-3).

Журнал учета выданных доверенностей (ф. № М-3). Применяется для регистрации выданных доверенностей и расписки о их получении. При использовании доверенности (ф. № М-2) данные о их выдаче и получении фиксируют в корешке доверенности. В этом случае Журнал учета выданных доверенностей не ведется.

Приходный ордер (ф. № М-4). Применяется для учета запасов, поступающих на субъекты от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления запасов на склад. Приходный ордер приведен ниже.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7). Применяется для оформления приемки запасов, имеющих количественное и качественное расхождение с данными сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемке материалов, поступающих без документов.

Акт о приемке материалов в двух экземплярах составляет приемная комиссия с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных, спецификаций и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию для учета движения материальных запасов, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.


Акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения в производстве (ф. № М-7а). Применяется в случае выявления потерь материальных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения или производства, по которым нормы естественной убыли не установлены. Оформленный документ является основанием для списания с подразделений, ответственных за сохранность запасов, и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Документ прилагается к Акту о приемке материалов (ф. № М-7). Заполняется в двух экземплярах и подписывается комиссией и виновными лицами: первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй — остается в подразделении.

Акт о потерях материалов в пределах норм естественной убыли (ф. № М-7б). Применяется для оформления выявленных потерь запасов в пределах норм естественной убыли при их поступлении на склады субъекта от поставщиков или из переработки, на которые установлены нормы естественной убыли. Оформленный акт служит приложением к приходному ордеру (ф. № М-4) при оформлении приемки запасов. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах: первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается на складе.

Акт о порче, бое, ломе материалов (товаров) (ф. № М-7в). Применяется для учета запасов (товаров), подлежащих уценке или списанию вследствие допущенной на предприятии порче, боя, лома. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается в подразделении.

Лимитно-заборная коряга (ф. № М-8). Применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения или плановым отделом на одно наименование материалов (номенклатурных номеров) в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) – потребителю запасов, второй – складу или кладовой цеха (участка). Отпуск запасов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель цеха (участка).

Для сокращения количества первичных документов, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов, непосредственно в карточках учета материалов (ф. № М-I7). В этом случае расходные документы на отпуск запасов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении запасов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. По лимитно-заборной карте ведется также учет запасов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск и замена одних видов запасов другими допускается только по разрешению руководителя субъекта или лиц на то уполномоченных. Сверхлимитный отпуск на производство и замену запасов следует оформлять выпиской специального Акта-требования (ф. № М-10). Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления. Отпуск материальных запасов производится с тех складов которые обозначены в лимитно-заборной карте. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных запасов, после чего выводится остаток лимита по каждому номенклатурному номеру. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита. Бланк лимитно-заборной карты с частично заполненными реквизитами может быть оформлен с помощью средств компьютерной техники. Лимитно-заборная карта приведена ниже.


Акт-требования на замену (дополнительный отпуск) материала (ф. № М-10). Применяется для учета отпуска запасов сверх установленного лимита или при их замене; является основанием для списания запасов со склада. Выписывается в двух экземплярах: один экземпляр для получателя (цеха, участка), второй – для склада. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах акта дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остаток. В акте получателя (цеха, участка) расписывается заведующий складом (кладовщик); в акте склада – представитель получателя (цеха, участка).

Сдача актов-требований в бухгалтерию или на обработку средствами компьютерной техники производится после выдачи всего количества требуемых запасов. Сверхлимитный отпуск запасов и замена их другими допускается только по разрешению руководителя субъекта или лиц, на то, им уполномоченных, и после согласования с соответствующими отделами субъекта.


Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-15a). Применяется для учета движения запасов внутри субъекта и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах. В случае отпуска материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр передается получателю (цеху, участку), второй – складу, который затем сдается в бухгалтерию. При внутреннем перемещении накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха), сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху) основанием для списания ценностей, а второй – принимающему складу (цеху) для оприходования ценностей. В случае отпуска материальных ценностей хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, или сторонним организациям накладную-требование выписывают на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик передает в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если запасы отпускались с последующей оплатой. Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов приведена ниже.


Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) - применяется для оформления оприхода материальных запасов, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры остаются у заказчика, третий – у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету-фактуре для оплаты подрядчику.

ГЛАВА 3 Учет материальных запасов на складах и в бухгалтерии, их инвентаризация

Учет материальных запасов на складах ведут материально ответственные лица либо, с их согласия, учетчики (операторы) в карточках учета материалов (ф. № М-17). На каждый номенклатурный номер запаса открывается отдельная карточка, которая из бухгалтерии на склад передается в полузаполненном виде.

В полученных карточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании документов. Заполненная карточка учета материалов приведена ниже.

Если остаток материальных запасов на складе выше или ниже установленной нормы запаса, то заведующий складом обязан сообщить об этом отделу снабжения. Для этих целей применяется Сигнальная справка об отклонениях фактического остатка запасов от установленных норм запаса (ф. № М-34). Она применяется для контроля за отклонением фактического остатка запасов от установленных норм запаса и для контроля их остатков, находящихся без движения. Справка составляется в одном экземпляре заведующим складом (кладовщиком) на основании данных Карточек учета материалов (ф. № М-17). Критерии для включения данных в справку устанавливает отдел материально-технического снабжения субъекта.

Бухгалтерия в установленные сроки осуществляет непосредственно на складах проверку правильности записей и вывода остатков в карточках. 0 сверке бухгалтер расписывается в специальной графе карточки.

Приемку документов, оформляющих движение материальных запасов, бухгалтер производит на складе путем составления “Реестра приемки-передачи документов” (ф. № М-18а) в одном экземпляре. Форма реестра приведена ниже.

О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных лиц. а также о результатах выборочных проверок и проведенном инструктаже работник бухгалтерии должен информировать главного бухгалтера.

В конце месяца на склад из бухгалтерии передают Книгу учета остатков материалов, в которую заведующий складом переносит остатки из карточек учета материалов. После этого книгу возвращают в бухгалтерию для таксировки и подсчета итогов по учетным группам материальных запасов и в целом по книге. Таким образом, функции заведующего складом по учету материальных запасов сводятся к ведению карточек, участию в составлении реестров сдачи документов и записи остатков в книгу складского учета.

Учет запасов в бухгалтерии ведут по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу, при котором устраняется разрыв между оперативным и бухгалтерским учетом ценностей, ликвидируется дублирование количественного учета на складах и в бухгалтерии. Бухгалтерский учет основывается на оперативном учете и органически связан с ним; появляемся возможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а следовательно, и устранения допущенных ошибок в отчет- ном месяце; применение учетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению средней стоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остатках на складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативные функции учета; расширяешься возможность применения компьютерной техники по обработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставание аналитического учета запасов от синтетического.

Для сальдового метода характерно следующее: количественный учет запасов ведут только на складе; в бухгалтерии запасы учитывают в суммовом выражении по местам хранения и каждому субсчету или группе запасов.

3.2. Учет материальных ценностей в бухгалтерии
Поступившие со складов при реестрах приемки-передачи документы передают на Таксировку, предварительно скомплектовав их в пачки и снабдив сопроводительными ярлыками. Первые экземпляры документов используют для дальнейшей учетной обработки, а вторые – остаются в местах хранения материалов, расположенные по группам ценностей и номенклатурным номерам. Они используются для справочных целей и выверки данных учета на складе и в бухгалтерии.

После таксировки данные документов группируются по установленным на предприятии учетным группам (металлы, метизы, лесоматериалы и т.п.) в Накопительной ведомости синтетического учета материалов, которую ведут по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по синтетическим счетам подраздела 20 “Материалы” и группам материалов. В этой ведомости по каждой группе материалов указывают в суммовом выражении остаток на начало месяца из ведомости за прошлый месяц, приход и расход материалов по группе за месяц из реестров приемки-передачи документов за текущий месяц и находят остаток на конец месяца по каждому синтетическому счету и группе материалов. Накопительная ведомость синтетического учета материалов приведена ниже.

Накопительная ведомость используется для сверки данных бухгалтерского и складского учета, который ведется в Карточках учета материалов и Книге остатков материалов.

Книга остатков материалов в течение месяца хранится в бухгалтерии и используется там для получения сведений об остатках материалов. В конце месяца книга передается из бухгалтерии на склад, где заведующий складом (кладовщик) проставляет в нее остатки материальных ценностей на конец отчетного месяца, заверяя их своей подписью. Книга остатков материалов l-3 числа следующего за отчетным месяца из склада возвращаешься в бухгалтерию на таксировку и подсчет итогов по группам и счетам по учету товарно-материальных ценностей (счета подраздела 20 “Материалы”). Книга остатков материалов приведена ниже.

В конце месяца данные об остатках в Накопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетной группе в суммовом выражении сверяют с итогами по группам в Книге остатков материалов. Эти данные должны совпадать, так как записи на складе (в карточках, а затем и в Книге остатков материалов), а также в бухгалтерии (в Накопительной ведомости синтетического учета материалов) производились на основании одних и тех же документов и, кроме того, при таксировке применялись твердые учетные цены. В результате в первых числах следующего за отчетным месяца бухгалтерия будет иметь сверенные с данными склада остатки материалов по всем синтетическим счетам и группам материальных ценностей.

В бухгалтерии на основании Накопительной ведомости синтетического учета материалов (при сальдовом методе) или Отчетов материально ответственных лиц об остатках и движении материальных ценностей (если сальдовый метод не применяется) составляется ведомость “Движение материалов в денежном выражении”. В этой ведомости показывают остатки и движение материальных ценностей по складам или материально ответственным лицам, а так же производят расчет среднего процента ТЗР (отклонений фактической себестоимости от стоимости по учетным ценам +, -) по данным об остатках и приходе материалов за месяц по фактической себестоимости и учетным ценам. По найденному проценту учетная стоимость израсходованных материальных ценностей доводится до фактической. Ведомость состоит из двух разделов.

В первом разделе производится свод данных о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, определяется сумма и процент ТЗР или отклонений (+, -); находится сумма ТЗР (отклонений) на остаток материалов подлежащая списанию. Первый раздел ведомости приведен ниже.

Во втором разделе ведомости на основании данных “Накопительных ведомостей синтетического учета материалов” или “Отчетов об остатках и движении материальных ценностей”, составленных материально ответственными лицами, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с Главной книгой по счетам подраздела 20 “Материалы”. Второй раздел ведомости приведен ниже.

Из ведомости видно, что транспортно-заготовительные расходы или отклонения (+, -) фактической себестоимости израсходованных материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам. отнесенной в дебет счетов подразделов 901 “Материальные затраты”, 921 “Материальные затраты”, 931 “Материальные затраты”, а также 951 “Материальные затраты”, списываются в дебет счета 901 “Материальные затраты” (129298 тенге).

Это связано с тем, что ТЗР или отклонения (+, -), подлежащие списанию на группу производственных счетов, через эти счета, в конечном итоге, будут списаны в дебет счета 900. Таким образом, в дебет счетов 921, 931 и 951 ТЗР или отклонения (+, -) не списываются, а расход ценностей отражается по учетным ценам.

В бухгалтерии на основании первых экземпляров документов на расход материалов составляют разработочную таблицу “Распределение расхода материалов”, в которой указывают цехи и счета – потребители, заказы, статьи затрат и другие объекты учета или калькуляции и расход материалов по учетным ценам. На основании таблицы делают записи в ведомость “Затраты цехов” (дебет счетов подразделов 901, 921, 931, 951), кредит счетов 201, 202, 203, 204, 205, 206 и 208.

Разработочная таблица “Распределение расхода материалов” приведена ниже.

В целях осуществления систематического контроля за сохранностью ценностей бухгалтерией должны проводиться контрольно-выборочные проверки остатков отдельных видов материалов в натуре. Не менее важная задача бухгалтерии – организовать контроль за использованием материалов в производстве.

Материалы, оставшиеся в цехах на конец неиспользованными (нераскроенными, не подвергшимся обработке), необходимо списать со счетов производства на соответствующие счета материалов по данным их инвентаризации и оценки (дебет счетов подраздела 20 “Материалы”, кредит счетов 901, 921, 931, 951). Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списываются на счета производства (дебет счетов 901, 921, 931, 951, кредит счетов подраздела 20 “Материалы”).

Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие методы: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям, инвентаризация (инвентарный метод).

При документальном оформлении отклонений от норм при замене одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм, оформляется “Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала” (ф. № М-10).

Для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуется методом раскроя по партиям. Этот учет осуществляется мастерами-распорядителями, планово-диспетчерским бюро цеха в учетных (раскройных) картах, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала. В учетных картах исходя из технологических карт раскроя указывается, какое количество и каких заготовок должно быть получено в результате раскроя данной партии, а также количество отходов (по нормам). В карты, кроме того, заносится количество мате- риала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей), фактически изготовленных из этой партии, а также фактическое количество отходов. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сопоставляется с нормативным. Расход материалов по нормам определяется путем умножения количества выработанной продукции на действующую норму расхода. Экономия или перерасход определяется путем сопоставления количества фактически израсходованных материалов с нормативным расходом на фактический выпуск продукции. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов. В учетной карте указываются причины отклонений и лица, ответственные за раскрой материалов.

При невозможности или нецелесообразности применения учета по партиям отклонения выявляются по каждому виду материалов по отдельным исполнителям, бригадам, отделениям или по цеху в целом (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц) с помощью периодических инвентаризаций.

На основании данных текущего учета цехи (участки) должны представлять в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании материалов в производстве и об отклонениях от норм с указанием причин экономии или перерасхода.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по учету движения материалов:

данным их инвентаризации и оценки (дебет счетов подраздела 20 “Материалы”, кредит счетов 901, 921, 931, 951). Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списываются на счета производства (дебет счетов 901, 921, 931, 951, кредит счетов подраздела 211 “Материалы”). Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие методы: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям. инвентаризация (инвентарный метод).

При документальном оформлении отклонений от норм при замене одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм, оформляется “Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала” (ф. № М-10).

Для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуется методом раскроя по партиям. Этот учет осуществляется мастерами-распорядителями, планово-диспетчерским бюро цеха в учетных (раскройных) картах, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала. В учетных картах исходя из технологических карт раскроя указывается, какое количество и каких заготовок должно быть получено в результате раскроя данной партии, а также количество отходов (по нормам). В карты, кроме того, заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей), фактически изготовленных из этой партии, а также фактическое количество отходов. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сопоставляется с нормативным. Расход материалов по нормам определяется путем умножения количества выработанной продукции на действующую норму расхода. Экономия или перерасход определяется путем сопоставления количества фактически израсходованных материалов с нормативным расходом на фактический выпуск продукции. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов. В учетной карте указываются причины отклонений и лица, ответственные за раскрой материалов.

При невозможности или нецелесообразности применения учета по партиям отклонения выявляются по каждому виду материалов по отдельным исполнителям, бригадам, отделениям или по цеху в целом (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц) с помощью периодических инвентаризаций.

На основании данных текущего учета цехи (участки) должны представлять в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании материалов, в производстве и об отклонениях от норм с указанием причин экономии или перерасхода. Рассмотрим корреспонденцию счетов по учету движения материалов:



  1. Поступили и оприходованы на склады материальные запасы:

дебет счетов подраздела 20 “Материалы” (201-2016, 208) – на стоимость материальных ценностей (без НДС), поступивших от поставщиков, состоящих на учете по НДС в Республике Казахстан,

дебет счета 331 “Налог на добавленную стоимость к возмещению” – на суммы НДС, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС,

кредит счета 671 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – на общую сумму счета-фактуры.

Не принимаются к зачету НДС (не относятся в дебет счета 331) по поступившим ценностям, если отсутствуют налоговые счета-фактуры, а также суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) поставщикам, не состоящим на учете по НДС в Республике Казахстан.



  1. Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств:

дебет счета 206 “Прочие материалы”,

кредит счета 727 “Прочие доходы от неосновной деятельности”.



  1. Оприходованы материалы, полученные от брака в производстве, отходы производства, возврат материалов из производства на склады:

дебет счетов 201 “Сырье и материалы”, 202 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали”, 203 “Топливо”, 205 “Запасные части”, 206 “Прочие материалы”,

кредит счетов 126 “Незавершенное строительство”, 821 “Общие и административные расходы”, 862 “Доходы (убытки) от стихийных бедствий”, 863 “Доходы (убытки) от прекращенных операций”, 901 “Материальные затраты”, 921 “Материальные затраты”, 931 “Материальные затраты”, 951 “Материальные затраты”.

  1. Оплачены (приняты) расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке, хранению материалов на складах, не принадлежащих данному предприятию:

дебет счетов подраздела 20 “Материалы” (счета 201-208),

кредит счетов 671 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 333 “Задолженность работников и других лиц”, 441 “Наличность на расчетном счете”, 451 “Наличность в кассе в национальной валюте”, 681 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 687 “Прочая кредиторская задолженность и начисления”, а также счетов подраздела 65 “Расчеты по внебюджетным платежам” (651, 652, 653, 655) и др.



  1. Расход материалов со складов:

кредит счетов подраздела 20 “Материалы” (201, 202, 203, 204, 205, 206, 208),

дебет счета 207 “Материалы, переданные в переработку” – на стоимость материалов, переданных в переработку и переработку в порядке толлинговых операций,

дебет счетов 901 “Материальные затраты”, 921 “Материальные затраты”, 931 “Материальные затраты”, 951 “Материальные затраты”, 940 “Социальная сфера” – на стоимость материалов, отпущенных основному и вспомогательному производствам, на исправление брака и социальной сфере,

дебет счета 821 “Общие и административные расходы” – на стоимость материалов, израсходованных на ремонт и содержание зданий, сооружений и оборудования общехозяйственного назначения и управления,

дебет счета 845 “Прочие расходы по неосновной деятельности” – на стоимость материальных ценностей реализованных на сторону, дочерним (зависимым) товариществам в оценке по их фактической себестоимости.

На договорную стоимость реализованных материальных ценностей дебетуют счета 301 “Счет к получению”, 321 “Задолженность дочерних товариществ”, 322 “Задолженность зависимых товариществ”, 323 “Задолженность совместно-контролируемых товариществ” и кредитуют счет 727 “прочие доходы от несоновной деятельности” (операции по начислению НДС и отчислений в дорожный фонд производятся в общеустановленном порядке и данном параграфе не приводятся);

дебет счетов подраздела 86 “Доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций” (счета 861, 862) – расход материалов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (землетрясение, наводнение, сель).

Списание израсходованных материалов на счета-потребители производится по их фактической себестоимости.

Следует иметь в виду, что себестоимость реализуемых товарно-материальных запасов признается как расход в тот отчетный период, в который признается связанный с ним доход. Сумма любых списаний до чистой стоимости реализации и все потери товарно-материальных запасов признаются как расход в течение того отчетного периода, в который произошло списание или понесен убыток. Сумма восстановления стоимости ранее списанных товарно-материальных запасов, в результате повышения чистой стоимости реализации, признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов в тот отчетный период, а который происходит повышение стоимости.
3.3. Инвентаризация и переоценка товарно-материальных ценностей
Инвентаризация товарно-материальных ценностей – один из приемов контроля, обеспечивающий сохранность собственности, качественное состояние ценностей, ведение их складского и бухгалтерского учета. ЕЕ проводят все предприятия и организации независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы.

Инвентаризационная комиссия составляет “Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей” (ф. № Инв-3). Опись применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, тары, запасных частей). Инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре комиссией на основании пересчета, взвешивания, перемеривания ценностей отдельно по каждому местонахождению и материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности (опись приведена ниже).

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.

Товарно-материальные ценности заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы составляются соответствующие акты. На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки доля записи последних номеров документов в случае движения товарно-материальных ценностей во время инвентаризации.

При выявлении материальных, не отраженных в учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись.

После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. Не следует допускать во время инвентаризации беспорядочного перехода от одного вида товарно-материальных ценностей к другому. При хранении товарно-материальных ценностей к другому. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Председатель рабочей инвентаризационной комиссии или, по его поручению, члены комиссии в присутствии заведующего складок! (кладовщика) и других материально ответственных лиц проверяют фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия



Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись с наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В описи указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование ценностей, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка “После инвентаризации” со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации, в исключительных случаях. и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия, товарно-материальные ценности могут отпускаться в процессе инвентаризации материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется эта опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

Товарно-материальные ценности, принадлежащие другим предприятиям и находящиеся на ответственном хранении, инвентаризуются одновременно с собственными товарно-материальными ценностями. На эти ценности составляется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (ф. № Инв-5), а которой делается ссылка на соответствующие документы, подтверждающие принятие этих ценностей на ответственное хранение.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других предприятий, заключается в тщательной проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм. На счетах этих товарно-материальных ценностей (в пути, товаров отгруженных и др.) могут оставляться суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами; находящихся в пути - счетами - платежными требованиями поставщиков или другими их заменяющими документами; отгруженных – копиями предъявленных покупателям счетов-фактур, просроченных оплатой – с обязательным подтверждением учреждения банка; находящихся на складах других организаций – сохранными расписками, переоформленным на дату, близкую к дате инвентаризации; находящихся на складах одногородних поставщиков - сохранными расписками, переоформленными на дату проведения инвентаризации.

При длительной задержке в оплате покупателями или заказчиками отгруженных им товаров, за выполненные работы или оказанные услуги выясняются причины этой задержки, которые фиксируются в протоколе инвентаризационной комиссии. При установлении фактов неоприходования поступивших товарно-материальных ценностей должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их.

Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей в пути оформляются “Актом инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути” (ф. № Инв-6). В Актах инвентаризации на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на соответствующих счетах. При этом по грузам, не прибывшим в установленный срок и числящимся в учете как материалы и товары в пути, необходимо проверить, какие меры приняты к их розыску.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, дата отгрузки, дата выписки, номер и сумма счета-фактуры.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий, заносятся в Инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, фактическая стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. При получении от предприятий, на ответственном хранении которых находятся эти ценности, копий инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей (по данным копий инвентаризационных описей) с количеством, установленным по документам.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в переработке на других предприятиях, указывается наименование предприятия-переработчика, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.) Перед проверкой порожняя тара должна быть подобрана по видам: тара из древесины, тара из картона и бумаги, тара из металла, тара из пластмассы, тара из стекла, тара из тканей и нетканных материалов. На тару, пришедшую в негодность, рабочей инвентаризационной комиссией составляется акт с указанием причин порчи и лиц, ответственных за тару.

Для определения результатов инвентаризации бухгалтерия на основании инвентаризационных описей составляет “Сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей” (ф. № Инв-19). В них вносят только те ценности, по которым установлены расхождения. В ведомостях указывается наименование товарно-материальных ценностей и их характеристика, результаты инвентаризации (излишек или недостача), отрегулировано за счет уточнения в учете (излишек, недостачи), пересортица, оприходование окончательных излишков, списание окончательной недостачи. Описи подписывает бухгалтер; материально ответственное лицо своей подписью подтверждает согласие с результатами инвентаризации. Результаты инвентаризации бухгалтерия регулирует в следующем порядке:

взаимный зачет излишков и недостач отражают по дебету и кредиту счетов подраздела 20 “ Материалы”;

излишки ценностей подлежат оприходованию с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных в этом лиц. На сумму излишков дебетуют счета подраздела 20 “Материалы” (201-208) и кредитуют счет 727 “Прочие доходы от неосновной деятельности”;

недостачу материальных ценностей независимо от причин возникновения недостачи списывают с подотчета материально ответственных лиц. На сумму недостач, потерь и порчи ценностей дебетуют счет 334 “Прочая дебиторская задолженность”, субсчет “Недостачи и потери от порчи ценностей” и кредитуют счета подраздела 20 “Материалы” (201-208);

недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства: кредит счета 334 “Прочая дебиторская задолженность”, субсчет “Недостачи и потери от порчи ценностей”, дебет счетов 126 “Незавершенное строительство”, 821 “Общие и административные расходы”, 935 “Прочие расходы” и др.;

недостачу сверх норм убыли, потери от порчи ценностей, а также хищение ценностей при отсутствии конкретных виновников.


Учет переоценки товарно-материальных запасов. В соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством хозяйствующие субъекты имеют право дооценивать остатки товарно-материальных запасов с момента их приобретения до момента их переоценки или реализации. Переоценка (дооценка) производится по коэффициентам инфляции, которые сообщаются в средствах массовой информации органами госстатистики.

Переоценка обеспечивает единство и сопоставимость плановых и отчетных данных, реальность отражения в учете товарно-материальных запасов, затрат на производство, определение финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Хозяйствующим субъектам предоставлено право производить оценку товарно-материальных запасов сверх установленного органами госстатистики уровня инфляции (коэффициентов инфляции). Такая необходимость может возникнуть у предприятия в связи с отклонением стоимости его товарно-материальных запасов от рыночных цен.

При дооценке товарно-материальных запасов дебетуют счетов раздела 20 “Материалы” (201-208) и кредитуют счет 543 “Прочий дополнительный неоплаченный капитал”.

В ряде случаев, у хозяйствующих субъектов может возникнуть потребность в уценке товарно-материальных запасов (при перенасыщенности рынка товарами, при приближении срока возможного срока хранения, при сезонной распродаже и т.п.). Уценка товарно-материальных запасов (ТМЗ) отражается по кредиту счетов подраздела 20 “Материалы (счета 201-208) и дебету счета 543 “Прочий дополнительный неоплаченный капитал” (в пределах остатка средств на этом счете; недостающая сумма списывается на убытки – дебет счета 821 “Общие и административные расходы”).

Переоценке товарно-материальных запасов предшествует, как правило, из инвентаризация. Инвентаризационные описи служат расчетным документом для дооценки и уценки товарно-материальных запасов.


ГЛАВА 4. Учет отдельных видов ТМЗ

4.1. Учет нефтепродуктов

Предприятия получают нефтепродукты на свои склады (нефтехранилище, нефтебазы) в соответствии с договорами на поставку ценностей по товарно-транспортным накладным, в которых указываются: наименование нефтепродуктов, их плотность, температура, масса (вес) и объем (в литрах). Покупка талонов на различные виды нефтепродуктов производится предприятиями у поставщиков, осуществляющих продажу нефтепродуктов в розницу; отпуск талонов производится по накладной (ф. № 2-нп), один экземпляр которой вручается предприятию-получателю талонов. На стоимость полученных нефтепродуктов и талонов дебетуют счет 203 “Топливо”, аналитические счета “Нефтепродукты на складах” или “Нефтепродукты по талонам” и кредитуют счет б71 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Вместо талонов выдача бензина и других нефтепродуктов может производиться по лимитно-заборным картам, путем выдачи счетов (автоматами на заправочных станциях) в счет ранее произведенной оплаты и т.п.

На аналитическом счете “Нефтепродукты на складах” учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов (ГСМ), находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (стационарных, передвижных). Отпуск ГСМ производится по лимитно-заборным картам, накладные или ведомостям заправки автотранспорта. На стоимость от отпущенных ГСМ кредитуют счет 203 и дебетуют счета: 203 аналитический счет “Топливо в баках транспортных средств” - при отпуске топлива водителям, трактористам, машинистам; 921 “Материальные затраты”, 931 “Материальные затраты” - при отпуске ГСМ на текущий ремонт, технический уход и содержание машин и оборудования.

На аналитическом счете “Нефтепродукты по талонам” учитываются все виды ГСМ. Учет ведется в единицах измерения, указанных на приобретенных талонах, в стоимостном выражении по материально ответственным лицам, видам и маркам ГСМ, купюрам талонов. Учет движения талонов по материально ответственным лицам осуществляется в “Книге движения талонов” (ф. № 6-нп) в количественном выражении во, маркам ГСМ и купюрам талонов. Материально ответственные лица в установленные сроки на основании приходных и расходных документов составляют “Отчет о движении талонов” (ф. № 7-нп) и представляют его в бухгалтерию предприятия. Выданные заправщикам талоны списываются с подотчета материально ответственного лица в подотчет заправщикам. С подотчета заправщиков ГСМ по талонам списываются на основании отчетов о движении нефтепродуктов и данных о расходе ГСМ: кредит счета 203 аналитический учет “Нефтепродукты на складах”, дебет счета 203 аналитический счет “Топливо в баках транспортных средств” - на стоимость бензина и дизельного топлива; дебет счетов 921 “Материальные затраты”, 931 “Материальные затраты” и стоимость смазочных материалов”.

4.2. Организация учета запасных частей
Запасные части (ЗЧ), предназначенные для ремонта всех видов машин и оборудования, учитывают на счете 205 “Запасные части”, который имеет ряд аналитических счетов.

На аналитическом счете “Запасные части” ведется учет ЗЧ по договорным ценам обшей суммой с разбивкой по группам и маркам машин. Ввиду большой номенклатуры ЗЧ, их учет допускается вести в бухгалтерии по договорным ценам общей суммой по группам и маркам машин. На складе на каждую 3Ч открывается карточка. Отдельные виды 3Ч можно учитывать по наименованиям с указанием их количества и стоимости. На этом аналитическом счете учитывают двигатели. узлы и агрегаты по их наименованиям с указанием количества и стоимости по покупным ценам. При агрегатном методе ремонта на складах создается фонд оборотных агрегатов, узлов, двигателей. На каждый агрегат обменного фонда открывается карточка учета оборотного агрегата. Отпуск агрегатов для ремонта производится лишь при условии. если в обменный фонд сдается такой же агрегат, снятый с ремонтируемого объекта.

На аналитическом счете “Аккумуляторы” учитывают все виды аккумуляторов; аналитические счета открывают в разрезе их типов с указанием номера и стоимости по договорным ценам.

На аналитическом счете “Шины” учитывают шины, хранящиеся на складе, а также находящиеся в подотчете механиков автомобилей технической помощи (установленный запас). Аналитические счета открывают по маркам автомашин, тракторов и оборудования. для которых они предназначены. Шины, находящиеся на колесах и в запасе при машинах. включаются в их балансовую стоимость и учитываются в составе основных средств в общей инвентарной стоимости машины.

На аналитическом счете “Запасные части и шины, подлежащие восстановлению” отражаются годные для восстановления двигатели узлы, агрегаты, шины и запасные части, снятые с машин и оборудования. ЗЧ и шины, снятые со списанных автомобилей, тракторов и другой техники, приходуются по дебету счета 205 с кредита счета 727 “Прочие входы от неосновной деятельности” по цене, соответствующей их остаточному пробегу (ресурсу). Отпуск изношенных ЗЧ и шин для восстановления, а также ЗЧ и шин, сданных в металлолом (утиль), отражаются в порядке реализации (по стоимости металлолома или утиля).

На аналитическом счете “Запасные части и детали с остаточным ресурсом” учитываются снятые с машин и оборудования ЗЧ и детка, имеющие остаточный ресурс и пригодные для дальнейшего использования (без восстановления) при проведении ремонтов в оценке по оса, точной стоимости.


Организация учета прочих материалов. Учет прочих материала ведется на счете 206 “Прочие материалы”. Это талоны и другие знаю предназначенные для расчетов с персоналом предприятия, население, за реализуемые работы и услуги (по их фактической стоимости) и другие материалы. Указанные знаки, находящиеся на складах, учитываются как бланки строгой отчетности по номинальной стоимости на забалансовом счете 006 “Бланки строгой отчетности”. Приход и расход бланков по счетам 206 “Прочие материалы” и 006 оформляют на основании приходных и расходных документов. Аналитический учет этих ценностей организуется по материально ответственным (счет 206) и подотчетным лицам (счет 006) обособленно. При выдаче бланков со склада их стоимость списывается с кредита счета 206 в дебет соответствующих счетов (821, 921, 931 и др.).

Списание с забалансового счета билетов, абонементов по номинальной стоимости производится на основании документов, подтверждающих их реализацию. Ущерб, причиненный предприятию недостающими знаками. исчисляется исходя из номинальной стоимости билетов, талонов.

На счете 206 учитываются также отходы производства, неисправимый брак, материалы, полученные от ликвидации основных средств (черные и цветные металлы, метизы, утиль), пригодные для использования на данном предприятии или для реализации.
4.3. Учет строительных материалов

Все виды строительных материалов (покупные, собственного производства) независимо от их последующего использования (капитальное строительство, капитальный или текущий ремонт, реализация), учитываются на счете 208 “Строительные материалы”.

На этом счете учитывают все виды строительных материалов, конструкций и деталей, используемых при производстве строительных в монтажных работ или изготовлении строительных деталей, для возведения и отделки конструкций, частей зданий и сооружений: силикатные материалы (алебастр, известь, мел, кирпич, черепица); лесоматериалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера); строительный металл (железо, жесть, сталь); металлоизделия (гвозди, болты, скобы); санитарно-технические материалы (кабель, шнур, провод); химико-москательные -материалы (асбест, краски, олифа), конструкции и детали.

Аналитический учет по счету 208 ведется по каждому наименованию материалов по учетным ценам. При поступлении строительных материалов, конструкций и деталей дебетуют счет 208 и кредитуют счет 67l, “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”; их оплата отражается по дебету счета 671 и кредиту счета 441 “Наличность на расчетном счете”.

Отпуск строительных материалов производится по лимитно-заборным картам (ф. № М-8) или Накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-15a). Ежемесячно начальники строительных участков – прорабы составляют “Отчеты о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходами, определенным по производственным нормам” (ф. № М-29). Этот отчет представляется в бухгалтерию не позднее 5 числа следующего за счетным месяца. Отчет составляется по каждому объекту строительства на основании первичных документов и сведений о выполненных в учение месяца строительно-монтажных работах в сопоставлении с действующими нормами по каждому строящемуся объекту. Перерасход или экономия по отдельным видам материалов показывают в отчете развернуто. Отчет утверждает руководитель предприятия полностью; допущенный перерасход материалов взыскивается с виновных лиц или относится на издержки производства (при отсутствии виновных). На основании отчета предприятие анализирует расход строительных материалов и разрабатывает мероприятия, предотвращающие в дальнейшем перерасход строительных материалов, конструкций и деталей.


Учет материалов, переданных в переработку. В связи с углублением рыночных отношений в республике, хозяйствующие субъекты экономически заинтересованы в том, что бы не только произвести высококачественную продукцию, но доработав ее продать на рынке дороже как конечный продукт.

В Генеральном плане счетов бухгалтерского учета для учета хозяйственных операций по переработке предназначены следующие счета.

У предприятия, передавшего готовую продукцию, сырье и материалы в переработку: счет 207 “Материалы, переданные в переработку” с системой аналитических счетов (субсчетов) по видам ценностей, переданных в переработку. На каждом аналитическом счете учитывается отдельный вид ценностей, переданных в переработку (качество, стоимость) с указанием предприятий-переработчиков, срока переработки; по ту счета собираются затраты, связанные с переработкой и транспортировкой ценностей, по кредиту - количество и стоимость продукции, полученной из переработки. Причем, передав в переработку один вид сырья, материалов или готовой продукции, предприятие может получить другой или несколько видов ценностей.

Каждое предприятие, сдавшее готовую продукцию, сырье и материалы в переработку, после окончания переработки должно составлять “Отчет о переработке продукции”, форма которого приведена ниже.



<< предыдущая страница   следующая страница >>