reforef.ru 1
МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»


План – конспект урока

по географии

в 6 классе


на тему:


«ВетерАБОТА ВОДЫВ»

Подготовила

учитель географии

Зубкова Л. В.

с. Владимировка

География 6 класс


Ветер


Цель урока:

Сформировать представление об образовании ветра.

Ознакомить с видами ветров.

Научить чертить розу ветров и анализировать ее.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Способствовать развитию духовно – нравственных качеств у учащихся.



Оборудование:

Шкала Бофорта как раздаточный материал

Инструкционная карточка «Роза ветров»

Эпиграф:

Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задаёт природа.

В.А. Обручев.

Словарь урока: ветер

бриз


муссон

фен


бора

Ход урока

I. Организационный момент ( 1 мин)

II. Опрос ( 3 мин)

На прошлом уроке мы с вами изучили атмосферное давление. И я хотела бы, чтобы вы проверили свои знания, выбрав предложенные виды работы: работа у доски ( решение географических задач), работа по карточкам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку умений.


Задания на знание закономерностей

- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?

- Как изменяется давление с высотой?



- Подпишите значения атмосферного давления в тачках А, В, С, Д.

Атмосферное давление 809, 760, 720, 740.



Задания на знания фактического материала

- Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного - сплошной чертой: 740; 778, 732, 773, 749.

- Как называется прибор для измерения атмосферного давле­ния? Расскажите о его строении.



3адания на проверку умений

- У подножья возвышенности атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 748 мм рт. ст. Холм это или гора?

- У края пропасти давление 754 мм рт. ст. Чему равно давление на ее дне при глубине 200 м?

- На дне пропасти 780 мм рт. ст, а на поверхности 740 мм рт. ст. Найдите глубину пропасти.

Проверка письменного домашнего задания из учебника.



III. Изучение нового материала.

Сила ветра

(2 мин)

Ребята, отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока.

Без рук, без ног Без рук, без ног

По полю рыщет, Под окном стучит,

Поет да свищет, В избу просится.

Деревья ломает, (Ветер)

К земле траву приклоняет.

(Ветер)


Без рук, без ног воюет.

(Ветер)
Запишите тему нашего урока: «Ветер».

Эпиграфом нашего урока будут слова Обручева: Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.
Проблемное задание.

«Ветер – друг или враг человека»


(5 мин)

Действия учителя

Действия ученика


1. Нарисуйте в тетрадях ветер как вы его себе представляете.

1. Каждый в тетрадях рисует познавательный объект так, как он себе его представляет.


2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о ветре.

2. Вспоминают все, что связанно с рассматриваемым познавательным объектом.

3. Начертите в тетради «маркировочную таблицу» с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

3. Рисуют таблицу в тетради.

4.Левую колонку озаглавьте «Я знаю» и запишите, все, что вы знаете о ветре.

4. Записывают в колонку все, что знают о познавательном объекте.


5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5.Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Давайте обсудим, что у нас получилось. Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

6.Каждый по очереди информирует о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Дополняют записи в левой колонке таблицы. Рассказывают стихотворения о ветре.


7.Предлагает учащимся обсудить вопросы, которые они хотели узнать о ветре.

7. Обсуждают возникшие вопросы.

8.Промаркируйте вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

8.Маркируют колонку таблицы.

9.Заполните данную колонку своими вопросами.

Записывает на доске вопросы учащихся.



9.Поочереди оглашают свои вопросы и заполняют таблицу в тетради.

(5 мин)

- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? (Дым выxo­дит в трубу.)


- Почему дым нe заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу.)

- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются.)

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уров­не топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки ат­мосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от об­ласти высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном; но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. (Ветер.)
Класс делится на 2 группы.

Учитель предлагает 1 варианту придумать определение термина «ветер», а второму варианту прочитать в учебнике. На работу дается 3 минуты. Затем второй вариант проверяет работу первого и указывает на ошибки или неточности.



Работа с тетрадью. Запишите определение «Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.»
Учитель просит обратить внимание на записи на доске:

1) 760, 720;

2) 740, 720.

- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? (760 720;740 720.)



- Где будет ветер сильнее? (В первом случае.)
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
- Мы с вами заговорили о скорости ветра. Поработаем со шкалой Бофорта.

( 3 мин)

Я зачитаю отрывки из произведений классиков отечественной литературы, в которых описывается сила ветра (в баллах). А вы попытайтесь определить силу ветра в баллах по 12-бальной школе.

1. Тихая украинская ночь

Прозрачно небо. Звёзды блещут

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы…

(А.С. Пушкин) (1-2 б)

2. Колеблет ветер, влажный, душный,

Ветви дерев, и с воем он

Стучит в оконницы.

(М.Ю. Лермонтов) (5-6 б)

3. Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как -будто страшный сон его тревожит

Ветвями машет, шевелит листвой

А почему –никто сказать не может…

(С.Я. Маршак) (3-4 б)


  1. И было, как видно

Ему не впервые

Ломать, как тростинки

Дубы вековые.

И, крыши срывая,

Врываться в жилище,

Его называли

Ветрило.

Ветрище.


(С.В. Михалков) (11-12 б)
6 мин

Ребята, а сейчас давайте попытаемся ответить на возникшие у вас вопросы по теме нашего урока. Откройте учебники на стр. 116 и найдите ответы на свои вопросы. Читая делайте пометки.




10.Предлагает текст каждому ученику о ветре.

Дает задание учащимся: читаем текст и делаем в тексте пометки.

«+» - знаю

«-» - не знал

«!» - удивительный факт

«?» - знал ошибочно.



10. Получают распечатку текста. Читают текст и на полях делают предложенные учителям пометки.

11. Предлагает учащимся обсудить данные.

11. Участвуют в обсуждении текста.

12. Разбирают, на какие вопросы нашли ответы в тексте. В случае отсутствия нужной информации задает вопрос: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?»

12. Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя, предлагают свои варианты.

13.Промаркируйте последнюю колонку «Узнал новое». Запишите, все, что вы узнали новое о ветре.

13.Маркируют колонку и заполняют все, что узнали из текста.


(5 мин)

Итак, ребята, как вы уже сказали существует несколько видов ветра, это фен, бора, муссон, бриз и т.д. Давайте заполним таблицу «Муссоны и бриз». Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы. !-я группа заполняет графу «Муссоны», а вторая «Бриз». А затем обсудим

Сравнительная таблица «Муссоны и бриз»


Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причины образования







2. Территории, где встречаются.







3. Когда меняют свое направление?







4. Сколько раз меняют свое направление­







в течение года?









Физкультминутка

( 1 мин)

Ребята, встаньте с рабочих мест, задвиньте стулья. И повторяйте упражнения.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше.


Или
Несколько учеников выходят к доске , учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться к югу. Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток. Или: «Ураган». Все кружатся. «Штиль» - все стоят спокойно. Тот кто неправильно повернулся , садится на свое место. В конце игры остаются только ребята, которые правильно могут ориентироваться. А с остальными нужно еще работать по этой теме.

Практическая работа «Построение розы ветров»

(6 мин)

Наблюдение за направлением ветров учащимися ведется в сен­тябре месяце.

Г.: календари наблюдения за погодой;


Инструктивная карта

1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.

2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.

С

Ю

3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок - 1 день.



4. Берутся данные наблюдения за погодой (Г.: календарй наблю­дения за погодой).

5. Количество дней с северным ветром откладывается пo линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся пo всем направлениям.

6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не

ставится.

7. Точки соединяются в последовательности: север – северо-­восток - восток - юго-

восток - юг - юго-запад - запад - севе­ро-запад - север.

При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.

8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри ро­зы ветров.



Задание.

Постройте розу ветров на 1 месяц по следующим данным:

С – 4 дня; СВ – 1 день, В – 4 дня, ЮВ – 10 дней, Ю – 5 дней, ЮЗ – 4 дня, З – 2 дня, СЗ – 1 день



Сделайте вывод о преобладающих ветрах в данном месяце.
IV. Закрепление

3 мин

Провести тренинг.



1. Ветер - это.... .

2. Это было во время Великой Отечественной войны. Нужно бы­ло разбросать листовки в оккупированном немцами городе, но фа­шисты установили жесткий контроль. Маленькому мальчику уда­лось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой нe работала с начала войны. Объясните, какую закономер­ность он использовал?

(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разно­сти в давлении.)

3. Какой ветер показан на рисунке? В какую часть дня?



4. Куда дует ветер? Почему? Покажи стрелкой.

760 мм рт. ст. →743 мм. рт. ст. ← 773 мм. рт. ст.

5. Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объяс­няющих образование ветра: образование ветра; разница в нагрева­нии моря и суши; разница в давлении.

{Разница в нагревании моря и суши → разница в давлении → об­разование ветра.)
Подведение итогов урока. ( 2 мин)
Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания полученные на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

Ребята , вы согласны со мной?
А сейчас давайте выполним проблемное задание, поставленное перед вами перед уроком. «Ветер – друг или враг человека»
V. Рефлексия

(2 мин)

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
1. «Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому?»

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».


VI. Домашнее задание

(1 мин)

§ 39; № 4; задачи № 2, 4 письменно.

Анализ розы ветров, с. 118 (1 вар. - январь; 2 вар. - июль).

Нарисовать розу ветров за декабрь ( по календарям погоды)



Дополнительный материал

Муссоны (от араб. маусим - сезон) - устойчивые ветры над опре­деленными областями Земли, дующие летом с океана на сушy, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний - малооблачную сухую погоду.

Бриз (фр. brise - легкий ветер) - местный ветер, обычно неболь­шой силы, до 4 баллов пo шкале Бофорта. Бризы захватывают лишь узкую полосу побережья - до нескольких километров.


Фен (нем., от лат. favonius - теплый западный ветер) - теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив че­рез гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагрева­ется. Фен продолжается обычно менее суток.

Бора (ит. bora от греч. boreas - северный ветер) - сильный поры­вистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо – западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.

Бриз

1) Прочитать в учебнике с. 117, что такое бриз и как он меняет свое направление.

2) Работа с рисунком на доске:

Задание: Сделать рисунок и пока­зать на нем стрелками направление дневного и ночного бриза.

3) Объяснить, почему бриз днем имеет направление на сушу, а ночью на море. Указать области низкого и высокова давления.

4) Дополняют самостоятельно рисунки дерeвьями, парусниками, флагами и т. д., показывающими направление ветра.

5) Составляют определение «бриз».

6) Проверяют с определениями, которые даются в учебнике.

7) Объясняют, почему появились неточности.



Муссоны

1) Почему бриз меняет свое направление? (Из-за разницы в на­гревании суши и воды в течение суток.)

2) А в течение года нагрев одинаковый? (Разный.)

3) Как отличается нагрев суши и воды в течение года? (Летом нагревается суша, зимой теплее вода.)

4) Заполните схему с указанием областей mах и min давления в течение года, направлением ветров.

5) Формулировка определения.




Цель: научиться строить розу ветров.
Работа в группе (в паре)

I. Построение розы ветров.

1. Вспомните приём построения розы ветров (учебник – с.131, рис. 79).

2. Постройте розу ветров на 1 месяц по следующим данным:



Роза ветров


С – 4 дня; СВ – 1 день, В – 4 дня, ЮВ – 10 дней, Ю – 5 дней, ЮЗ – 4 дня, З – 2 дня, СЗ – 1 день

3. Сделайте вывод о преобладающих ветрах в данном месяце.

II. Проверьте свою работу

1. Выполнили работу без ошибок, самостоятельно – 5 баллов.

2. Выполнили работу с 1-2 ошибками, самостоятельно – 4 балла.

3. Выполнили работу с ошибками, с использованием приложения и частично самостоятельно – 3 балла.

4. Выполнили работу, но с использованием приложения – 2 балла. Поставьте себе оценку
Шкала Бофорта


Сила ветра (баллы)

Скорость ветра мlс кмlч

Влияние ветра на наземные предметы

0.

Полный штиль



0,0-0,5 (0)

Дым поднимается вертикально. Вымпелы и листья нa деревьях неподвижны.

1.

Очень легкий (тихий)



0,6-1,7(4)

Дым поднимается наклонно, указы­вая направление ветра. Листья и вымпелы неподвижны.

2.

Легкий ветер



1,8-3,3(9)

Слегка колеблет вымпел; листья шелестят. Ощущается лицом как легкое дуновение.

3.

Слабый ветер

3,4-5,2 (16)


Колеблет флаги и небольшие ветки с листьями; рябит поверхность стоя­чих вод

4.

Умеренный ветер



5,3-7,4 (23)

Вытягивает вымпелы, колеблет ветки­ деревьев и без листвы; поднимает с земли пыль обрывки бумаг.

5.

Свежий ветер



7,5-9,8 (31)

Вытягивает большие флаги, начина­ет колебать большие деревья; обра­зует небольшие волны нa поверхности­ стоячих вод. Свистит в ушах.

6.

Сильный ветер



9,9-12,4 (40)

Колеблет большие голые сучья, свистит­ около домов и других неподвижных ­ предметов. Ha гребнях волн в стоячих водах образуются отдельные «барашки». Слышно гудение телеграфных проводов.

7.

Крепкий ветер



12,5-15,2 (50)

Колеблет стволы небольших деревьев;­ нa гребнях волн в стоячих водах многочисленные «барашки». Ходьба против ветра затруднена.

8.

Шторм


15,3-18,2 (60)

Колеблет большие деревья, ломает ветки и сучья; заметно задерживает всякое движение против ветра.

9.

Сильный шторм



18,3-21,5 (72)

Ломает большие голые сучья деревьев, ­ сдвигает с места легкие предметы, ­ повреждает крыши.

10.


Крепкий шторм

21,6-25,1 (84)

Вырывает корнем деревья, ­ производит значительные разрушения.


11.

Жестокий шторм



25,2-29,0 (97)

Производит большие разрушения.

12.

Ураган


более 29,0

(более 105)



Производит опустошение


Шкала Бофорта (продолжение)

Влияние ветра ва поверхность моря

Сила ветра

в баллах

Сила волнения в баллах

Влияние ветра на nоверхность моря

0

0

Зеркальное море

1-2

1

Образуются небольшие волны без «барашков».

3

2

Короткие хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться, пена стекловидная.

4

3.

Волны длиннее, местами пенящиеся «барашки»; прибой начинает шуметь.

5

4


Волны длиннее, все море в барашках, шум прибоя­ сильнее, непрерывным рокотом

6

5

Образуются гребни большой высоты, с пенящимися вер инами. Прибой сопровождается глухими раскатами


7

6

Волны громоздятся и производят разрушения. Bетеp срывает белую пену, стелет полосами. Шум прибоя слышен издали.

8

7

Высота и длина волн заметно увеличиваются. Пена ложится пo воде густыми полосами. Шум в открытом море раскатами

9-10

8

Высокие гороподобные волны с опрокидывающимися ­ гребнями. От пены – белая вся поверх­ность моря. Шум в открытом море ударами .

11-12

9

Высота волн так велика, что их вершинами скрываются корабли, полосы пены выгянуты пo поверхности моря. Верхушки гребней скрываются­ водяной пылью. Раскаты моря превраща­ются в сплошной грохот. Водяная пыль с гребней­ становится настолько густой, что значительно­ уменьшается видимость.