reforef.ru 1


Департамент образования города Москвы

ГОУ Гимназия № 1526 Южного окружного управления образования


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия №1526

_____________ / Болдина Т.Г. /

«___» _____________ 2009 г.


РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Мультимедийное пособие по теме «Семейный портрет»


.32453246.00155-01 99 01


Листов 21
Разработчики:




____________/ Гусева И. В.

____________/Крицкая В.П.




15.12.2008

Москва


2009


Содержание
Вступление


Человек рисующий

Традиции семейного портрета

*Эпоха Возрождения

*Искусство XVΙΙΙ века. Искусство России

*Искусство первой половины XΙX века. Искусство Западной Европы

*Искусство второй половины XΙX века. Импрессионизм

*Искусство XX века. Кубизм

*Искусство XX века. Искусство России

Что рисуют дети?

Литература


Вступление


Цель проекта: Отображение семейных ценностей через семейный портрет.

Аннотация: В данной работе рассматривается, как отражена тема семьи в живописи и, как отношение к семейному портрету менялось с течением времени. Эта работа не является галереей картин. Помимо картин, в ней рассказывается краткая история создания каждой из них, представлены разные эпохи и течения.

Издавна люди гордились своей родословной и своими предками, любили и уважали своих близких. В каждой аристократической семье хорошим тоном было наличие семейного портрета.

В старину, когда не было фотографии, только живописец мог навсегда сохранить образ какого-нибудь человека. Для знатных людей портрет был тем же, чем для нас является фотография на память. Но семейный портрет нёс в себе что-то большее, чем просто изображение людей. Семейный портрет – это портрет того чувства, что связывает персонажей картины, это портрет самой любви, самого доверия, терпения, понимания, нежности.

В живописном портрете художники стараются передать не только внешний облик, но и внутренний мир изображаемых ими людей. На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.

Запечатлеть красоту лица не так сложно, как передать красоту истинного и искреннего чувства, связывающего людей.
Человек рисующий
Можно сказать, что история рисунка, не только как средства передачи информации, но и как попытки самовыражения человека, неотделима от истории человечества. Только благодаря рисунку, выражающему всю совокупность художественных способностей, приложенных для его создания, мы можем судить о личности художника, проникаться его мыслями, чувствовать то же, что чувствовал он, создавая свое произведение. Своеобразие картины не ограничивается функцией передачи информации, гораздо более важным для обычного зрителя бывает чисто эстетическое наслаждение, получаемое от созерцания не только настоящего шедевра, но любого рисунка, пусть даже неправильного с точки зрения композиции, но затрагивающего какие-то струнки в нашей душе.

Различные формы рисунка сопровождают человека всю жизнь, ведь последний постоянно пытается отобразить окружающую действительность или плоды своих фантазий в виде изображений. И не важно, какими являются эти изображения: рисунок на песке, существующий считанные мгновения до первой волны, или стилизованное изображение любимого человека, выбитое на камне, картина, написанная маслом на холсте, или искусная татуировка.

Именно благодаря дошедшим до нас рисункам мы можем судить о чувствах людей, живших столетия, а то и тысячелетия назад. Одной из величайших сенсаций XX века стало обнаружение в Испании нескольких пещер, расписанных, в буквальном смысле, сверху донизу. По мнению археологов и историков, данная находка принадлежит к эпохе неолита, то есть нового каменного века. Люди, имеющие лишь самые примитивные каменные орудия, сделанные из кремня, уже стремились в доступной для них форме выразить свои мысли и чувства.

Из-за недостатка археологических свидетельств мы не можем с достаточной полнотой судить о материальной стороне их жизни, здесь все основано исключительно на догадках и предположениях, но по рисункам мы можем судить о том, каким первобытные люди представляли себе окружающий мир. Стены пещер заполнены изображениями различных зверей, выполненными с необыкновенным мастерством и великолепным знанием изображаемого животного.

Несколько поколений ученых ломали голову, пытаясь понять, зачем понадобилось первобытному художнику рисовать свои шедевры глубоко под землей, где их нельзя даже разглядеть без источника света, пока не была высказана гениальная догадка, что эти изображения имели преимущественно ритуальное значение. Только после этого объяснения стали понятны многие факты, например почему художник, с потрясающими подробностями изобразивший животных, оставил фигурки людей схематичными. Просто он стремился избежать сходства нарисованных охотников с кем-нибудь из членов племени, так как, согласно первобытным верованиям, изображение человека приводило к тому, что он заболевал и в скором времени умирал из-за гнева богов.

Разъяснился и другой факт, остававшийся до этого загадочным: небольшие углубления, которыми были усеяны рисунки животных. Ученые выдвинули смелую гипотезу о том, что это следы магического ритуала, заключавшегося в метании дротиков в символическое животное. Первобытные люди верили, что этот ритуал принесет удачу племени в намечающейся охоте.

После неолита ни одна культура или эпоха не могла обойтись без развития живописи, без добавления новых техник к уже существующим. Рисунки, постепенно перешедшие в иероглифы, дали начало всей современной письменности. На дошедших до нашего времени древнеегипетских табличках очень интересно наблюдать, как происходила эта трансформация, как примитивные изображения человека, животных, предметов повседневного обихода путем дальнейшего упрощения переходили в разряд символов, знаков, которые позже воплотились в буквах древнейшего из алфавитов — финикийского.

Античность дала сильнейший толчок развитию живописи хотя бы тем, что перевела ее в трехмерную форму, то есть возник такой жанр искусства, как скульптура. Конечно, не совсем правильно говорить о возникновении скульптуры в эпоху античности, ведь до наших дней дошло множество статуэток и фигурок, слепленных из глины или вырезанных из камня задолго до возникновения греческой цивилизации. Но именно в Древней Греции скульптура стала профилирующим из прикладных искусств.

Не все знают, что античные статуи, которые мы сейчас можем видеть разве что в музеях, первоначально, то есть в Древней Греции, сто­яли прямо на улицах городов, да к тому же они были раскрашены в соответствии с желаниями скульптора.

С введением на большей части бывшей Римской империи христианства для светского изобразительного искусства настали действительно «темные века». Не считая икон, с которыми, кстати, некоторое время велась ожесточенная борьба, единственным представителем живописи оставался так называемый «звериный стиль», применявшийся в основном в декоративном украшении интерьера или различных статуэтках. Но, к сожалению, очень многие памятники средневекового архитектурного искусства не дошли до нас, и поэтому наше представление об этом художественном стиле основано исключительно на немногочисленных раритетах, сохранившихся чудом до наших дней.

Ценнейшим источником по художественной культуре Средневековья являются берестяные грамоты, впервые обнаруженные в 1967 году при раскопках Новгорода. С тех пор из раскопов были извлечены несколько сотен этих небольших кусочков бересты, на которых сохранились свидетельства повседневной жизни средневекового города. Наряду с письмами там были обнаружены и рисунки, нацарапанные острым писалом детьми и взрослыми, которые не стремились донести с их помощью какую-либо информацию, а просто развлекались.

На берестяных грамотах можно различить фигурки людей, различные строения, предметы, назначение которых мы сейчас можем понять с большим трудом. Некоторые ряды рисунков, снабженные пояснительными надписями, очевидно, являлись прообразом теперешних комиксов.

Но если Средние века свидетельствовали об упадке изобразительного искусства, то эпоха Возрождения стала его настоящим расцветом. Наряду с так называемыми «парадными» портретами широкое распространение получают пейзаж и натюрморт, пробуждается интерес к интимной стороне жизни человека. Художников начинает привлекать, если можно так выразиться, уже не само тело, а то, как это тело отражает душу, мир чувств человека. Лица на портретах и фигурки людей в бытовых сценках теперь заставляют зрителя задуматься об их характерных качествах.

Эта же тенденция прослеживается во всем изобразительном искусстве XIX и начала XX века. Импрессионисты —- представители ведущего течения на рубеже веков — стремятся «остановить мгновение», сосредоточить внимание на том моменте, который исчезнет безвозвратно через одну секунду.

Главным импрессионисты считали именно впечатление, тот отпечаток, который накладывает увиденное на душу человека.

Можно сказать, что XX век стал коренным моментом в истории изобразительного искусства. Многие эксперименты в технике изображения (граффити, картины, составленные непосредственно из предметов, и т. д.) проходят путь становления и превращаются в самостоятельные жанры со своими канонами и традициями. Живопись идет по пути углубления, то есть основной задачей художника и просто любого человека, занимающегося рисованием, становится не трансформация окружающего мира и попытка донести свое видение до зрителя. Художник, принадлежащий к современному обществу, пытается выразить свое «я», свою индивидуальность через совокупность предметов окружающего мира.

Такое художественное направление, как абстракционизм, бывшее когда-то скандальным, а теперь приобретшее хрестоматийные черты, базировалось именно на этом принципе. Один из самых ярких представителей этого течения, Пабло Пикассо, писал картины, которые были первоначально не поняты подавляющим большинством представителей его поколения. Яркие, не гармонирующие друг с другом цвета, нарочитое нарушение пропорций, смешение в одной картине различных стилей и предметов, никак не соотносящихся между собой, — все это шокировало публику, и она не сразу смогла увидеть сквозь кажущиеся несообразности глубокую мысль, пронизывающую все произведения этого великого мастера.

Абстрактный рисунок, как форма творческого произведения, глубже всего способен раскрыть душу человека, те символы, скопившиеся в его подсознании, которые он не способен осмыслить, но которые неизменно всплывают, когда он берет карандаш и начинает водить им по бумаге. Рисунок выводит на поверхность и позволяет понять чувства, переживаемые человеком, что его волнует в настоящий момент, о чем он мечтает и что ненавидит. Психология, изучающая подобные феномены, способна не только расшифровать потаенный смысл изображения, но и по распознанным симптомам справиться с тревогами человека, вернуть ему уверенность и спокойствие, необходимое для нормальной жизни.


Традиции семейного портрета
Эпоха Возрождения

Жанр портрета в живописи родился в эпоху Возрождения. До этого лица людей можно было рисовать только в профиль, но даже такие изображение реальных людей были редкостью. Живопись была религиозной, художники писали картины на библейские сюжеты и изображали лишь лица богов и святых.

Первым портрет анфас написал революционер от живописи Альбрехт Дюрер (1471-1528) ( немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства), чем вызвал серьёзный скандал. Художник, как и свойственно настоящему бунтарю, не был скромным и нарисовал на портрете самого себя. Но вслед за Дюрером пошли другие живописцы, и жанр портрета, автопортрета и семейного портрета стал крайне востребованным.


Альбрехт Дюрер.

Автопортрет

1500г.

Старая пинакотека.

Мюнхен.

До нас дошёл целый ряд семейных портретов эпохи Возрождения.

Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо (1618-1682) завершает золотой век испанской живописи. Работы Мурильо богаты и гармоничны по колориту и очень красивы. Его ощущения всегда искренни и деликатны.
Жизнь художника связана с его родной Севильей, хотя ему приходилось бывать в Мадриде и других городах. Пройдя обучение у местного живописца Хуана дель Кастильо (1584-1640), Мурильо много работал по заказам монастырей и храмов. Своими полотнами на религиозные сюжеты Мурильо стремился нести утешение и успокоение. Таким духом пронизана композиция, изображающая Марию, нежно взирающую на Святого Иосифа с Младенцем («Святое семейство», 1650-1655гг.).




Бартоломе Эстебан Мурильо.

1650-1655гг.



Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург.

Иногда художники писали портреты в связи с некоторыми событиями в их жизни. Так, Рубенс (Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) (Фландрия)) женившись на дочери городского секретаря Изабелле Брандт написал автопортрет с супругой, известный под названием «Жимолостная беседка» (1609г.).

Молодожёны изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с лёгким налётом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.

Рубенс написал немало портретов, хотя не был портретистом по призванию. Однако постичь и отобразить душевные качества близких ему людей ему хорошо удавалось.

Приблизительно 1625 г. датируется портрет Изабеллы («Портрет Изабеллы Брандт»).



Питер Пауэл РУБЕНС.

Автопортрет с женой

Изабеллой Брандт

(Жимолостная беседка).

1609г.

Старая пинакотека,

Мюнхен.

На заднем плане тревожно догорает закат. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивлённо приподнятыми бровями, блестящими тёмными глазами, трогательными ямками на щеках. К этому времени у Рубенса и Изабеллы было уже трое детей. Год спустя тридцатичетырёхлетняя Изабелла умерла от чумы. Рубенс очень тосковал и писал о ней: «Она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной…что все любили её живую и оплакивают мёртвую».

На склоне лет Рубенс искал покоя. В одном дружеском письме он признавался: «Я решил снова жениться…Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон пытались убедить сделать выбор при дворе…» Рубенсу было пятьдесят три года, а его избраннице Елене Фоурмен – всего шестнадцать. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин30-х гг. В её лице нет той тонкости, того ума, что отличали покойную Изабеллу Брандт. Секрет обаяния Елены – в простодушии и наивной жизнерадостности. Боле прозаичен «Портрет супругов Рубенс» (1631г.). Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. Сам художник смотрит на зрителя сдержанно-приветливо, строгая Елена за что-то выговаривает своему пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почтительностью.
Питер Пауэл РУБЕНС.

Портрет супругов Рубенс.

Фрагмент.

1631 г.


Старая пинакотека,

Мюнхен.





«Семейный портрет» (около 1620-1621 гг.) — одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка. Антонис Ван Дейк вырос в многодетной семье богатого антверпенского купца. С десяти лет он начал обучаться живописи, с 1617 г. был ближайшим помощником Рубенса. Ван Дейк быстро стал модным портретистом. Художник всегда тонко понимал индивидуальность модели. Возможно, на картине изображена семья пейзажиста Яна Вильденса. Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют зрителю свои чувства друг к другу, но картина создает впечатление доверительной близости и согласия между ними. В открытом, спокойном и приветливом взгляде женщины угадываются ум и достоинство. В облике мужчины с бледным, несколько болезненным лицом Ван Дейк подчеркивает сдержанность и серьезность.

Антонис ван ДЕЙК

Семейный портрет.

Около 1620-1621 гг.

Государственный Эрмитаж,

Санкт – Петербург.

Творчество Рембрандта (Рембрандт Ван Рейн (1606-1669)), без сомнения, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя в последствии их самих стали называть «малыми голландцами» - чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт. У Рембрандта есть картина, которая так и называется «Семейный портрет». Рембрандт написал её на закате своей жизни и в ней выразил тоску по семейному счастью, которого в тот момент был лишён. На картине мать в малиновой кофте и пышной, красной юбке держит на коленях улыбающуюся младшую дочурку в розовой одежде. Веселая пятилетняя девочка перемигивается со старшей, изображенной в профиль, подносящей матери корзину с цветами. За всем этим из глубины картины наблюдает облаченный в сливающуюся с темным фоном черную одежду отец. Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок. Таким образом, художник смог запечатлеть главное богатство той семьи – умение радоваться жизни и быть счастливыми вместе.



РЕМБРАНДТ Ван Рейн

Семейный портрет

В те времена портреты становились частью фамильного состояния. Уже тогда портреты заказывали не только аристократы, но и богатые горожане. В коридорах особняков и домов хранилась живописная история рода – портреты предков вселяли уверенность в то, что любые беды и невзгоды будут преодолены.

Ещё один художник прославившийся прежде всего как портретист –это Франс Халс, выходец из Фландрии. Он родился в Антверпене в семье ткача. Для заработка Халс очень часто писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из интереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в далёкой России, не раз выступал в роли посредника в русско-голландских дипломатических связях. Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком ( аллегория супружества). Чета Масса – истинные голландские бюргеры: они расположились с удобством, ничуть не заботясь о внешнем изяществе.







Франс ХАЛС.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены.

Около 1622 г.

Риксмузей,

Амстердам

Искусство XVΙΙΙ века

Искусство России
На Руси же в XVΙΙΙ−XΙX веках семейные портреты было принято заказывать у крепостных художников. Поэтому история не донесла до нас имён большинства из этих мастеров. Зато сохранились сами портреты. Благородством и изяществом поз, лиц и жестов восхищают семейные портреты Романовых, Шереметьевых, Голицыных, Воронцовых, Строгановых, Шуваловых, Вяземских, Куракиных, которые можно увидеть в российских музеях и галереях.



Неизвестный художник.

«Семейный портрет Репниных-Волконских».

I половина XIX в.

К концу 20-х – 30-м гг. XVΙΙΙ в. Относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701-1739). Проведя более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты




Андрей МАТВЕЕВ.

Портрет супругов.

Около 1729г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают и по сей день. Вероятнее всего это автопортрет художника с женой, т.е. первый автопортрет в истории русской живописи.

Владимир Лукич Боровиковский был родом из малороссийского городка Миргорода (Украина). В портрете А.И. Безбородько с дочерьми (1803 г.) Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.


Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

А.И. Безбородько с дочерьми

1803 г.

Ещё один удачный пример семейного портрета – сёстры Гагарины (1802 г.) . Изображённые на условном пейзажном фоне девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовится петь.



Владимир БОРОВИКОВСКИЙ.

Портрет сестёр

А.Г. и В.Г. Гагариных.

1797 г.


Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Тогда же модными были и «костюмированные» портреты. Одной из самых известных является картина «Царскосельская карусель» французского художника Ораса Верне. На ней изображён Николай Ι со своей семьёй в средневековых костюмах. Мужчины в рыцарских доспехах и дамы в средневековых платьях запечатлены на конной прогулке в парке.




Орас ВЕРНЕ

Царскосельская карусель



Искусство первой половины XΙX века

Искусство Западной Европы

Существуют семейные портреты, которые несут совершенно другую энергетику. В 1800 г. Гойя (Франциско Хосе де Гойя-и-Лусиентес – испанский художник) создал для короля Карла ΙV портрет его семьи. В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отношению к властителям мира сего. Гойя замечательно передал цвета и фактуру тканей: шелестящего тонкого шёлка, тяжёлой золочёной парчи, прозрачных кружев, мягкого нежного бархата. Однако великолепие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь сильнее оттеняют физическое несовершенство и заурядность членов королевской фамилии. Фигуры в роскошных одеждах стоят неподвижно, словно куклы. Их некрасивые, замкнутые, холодные лица производят отталкивающее впечатление. Даже дети не выглядят естественными и жизнерадостными в этой чопорной семье.







Франциско ГОЙЯ.

Портрет королевской семьи.

1800г.

Прадо,

Мадрид.
Искусство второй половины XΙX века

Импрессионизм
Импрессионист Ренуар впервые добился успеха , выставив в Салоне «Портрет мадам Шарпанье с детьми» (1878 г.). Художнику всегда удавались изображения детей. Красиво выстроенная композиция, излучающая тепло и свет, лишённая излишней экстравагантности, вполне удовлетворяла вкусам парижской публики. Ренуар вошёл в светское общество и стал приобретать популярность.
Огюст РЕНУАР.

Портрет мадам Шарпанье с детьми.

1878 г.

Музей Метрополитен,

Нью-Йорк
Искусство XX века

Кубизм

Жизнь цирковых артистов, фееричная и драматичная одновременно, открывается в живописи Пабло Пикассо так называемого «розового периода». Считают, что в картине «Семья акробатов» художник изобразил самого себя как циркача, стоящего спиной к зрителю.



Пабло ПИКАССО.

Семья акробатов.



Искусство XX века

Искусство России
В русской живописи XX века место Петра Кончаловского — одно из центральных. Он ощущал мир как пиршество красок. В его картине «Семейный портрет» решительная и лаконичная живопись представляет образ художника, лишенный романтической поэтизации.

Пётр КОНЧАЛОВСКИЙ.

Семейный портрет


Тесно связана с традициями европейской и русской живописи творческая манера живописца XX века Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина (1878-1939). Очень важным для Петрова – Водкина был образ матери. В его творчестве всегда присутствовала мысль о непреходящей ценности вечно возобновляющейся жизни, о святости материнства. Одним из самых значительных произведений на эту тему стала картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г. ) Молодая женщина прижавшая к себе ребёнка, изображена на балконе; её окружает городской пейзаж, написанный нежными, ясными красками. Приметы трудного времени (например, группы людей, которые стоят в очереди за хлебом) привлекают внимание не сразу – настолько сильны внутренняя просветлённость, чистота и самоотверженность, исходящие от героини. В облике молодой матери сочетаются черты портретов итальянского Возрождения и древнерусских икон.




Кузьма ПЕРТОВ-ВОДКИН. Кузьма ПЕРТОВ-ВОДКИН.

Мать. 1918 год в Петрограде

1915 г. (Петроградская мадонна)..

Государственный Русский музей, 1920 г

Санкт-Петербург Государственная Третьяковская галерея,

Москва

Как вы, наверное, уже убедились, семейный портрет несет в себе нечто большее, чем просто изображение нескольких людей. Он отражает тонкий мир чувств, духовного родства, любви и нежности, согревающих зрителей на протяжении многих и многих лет, и неизменно остается символом главных человеческих ценностей.


Выходит так, что семейный портрет для тех, кто чтит семейные узы и тепло домашнего очага, бережёт память о близких. Я тоже захотела возродить эту замечательную традицию.

Что рисуют дети?

Любой ребёнок с великим удовольствием рисует на бумаге и других поверхностях. И даже если человек не проявляет при этом особых художественных талантов, родителям всё равно стоит уделить этому занятию своего чада определённую долю своего внимания. Дело в том, что именно содержание рисунков поможет заботливым родителям лучше понять своего ребенка, тем более что иногда он не может сам поделиться своей проблемой.

Ребенок часто рисует своих родителей, и это считается хорошим признаком. Увы, это не совсем так. Конечно, если изображение родителей очень красочное и яркое, они улыбаются с портрета и изображены на светлом фоне, это просто замечательно, так как на самом деле говорит о любви ребенка к своим родителям. Он старался передать не только свою любовь к ним, но и их доброжелательность и веселое настроение.

Но если лица родителей на рисунке хмурые и неприветливые, взгляд не устремлен на смотрящего, а направлен в какую-либо сторону, родителям стоит призадуматься: а достаточно ли внимания и времени уделяют они своему чаду. Недостаток внимания обязательно сказывается на рисунках детей, изображающих своих родителей. Лица родителей на данных портретах становятся хмурыми, отрешенными и не слишком приветливыми, а фон за ними — темным.

Особое опасение внушают рисунки обоих родителей на одном листе, где отсутствует изображение самого ребенка. Это в первую очередь говорит о том, что отношения в семье не слишком хорошие и ребенок не ощущает себя частью своей семьи, именно по этой причине он и удалил себя с данной картинки.

О многом также говорит и задний план данных рисунков. Если за портретом одного из родителей изображена часть интерьера дома, это означает, что родители и дом для ребенка являются неотделимым целым, а вот если на дальнем плане изображены какие – то посторонние люди или рабочее место, это говорит о том, что родители очень часто отсутствуют и ребёнок воспринимает это как нечто само собой разумеющееся, а также о том , что ему не хватает общения с ними и он одинок.

Если, изображая своих родителей, ребёнок добавляет им различные украшения : бусы, цветы, галстуки, рядом с папой изобразил машину, а маму в новом платье, - это хороший признак. Это говорит о том, что ребёнок очень любит своих родителей и готов многим для них пожертвовать.

Изображение родителей за какой-то определенной работой по дому говорит о том, что ребенок постоянно наблюдает за этими действиями и считает, что все остальные родители непременно проводят своё время за данной работой, что папа всегда должен читать газету или смотреть телевизор, а мама стряпать на кухне. За этой работой они чаще всего и изображают своих родителей.

Также этот рисунок может говорить о том, что все члены семьи постоянно чем-то заняты, а ребёнок всем мешает, и его постоянно прогоняют.

Рисунки с изображением семьи, как утверждают психологи, способны поведать об атмосфере и взаимоотношениях в семье данного ребенка. Например, рисунок, на котором все члены семьи заняты своими делами: папа лежит на диване, мама пылесосит, а ребенок играет с кошкой где-то в углу листа, — говорит о том, что данная семья не является крепкой, так как на рисунке не просматривается связь между всеми этими людьми. Ребенок, конечно, многого не понимает, но через рисунки очень часто он передает свои подсознательные, неосознанные чувства и эмоции.

А вот если на рисунке изображена семья, члены которой держатся за руки, которая просто гуляет, это, как утверждают психологи, первый признак идеальной семьи. Такой рисунок говорит о том, что ребенок воспринимает себя и свою семью как единое целое и дружное образование, он постоянно чувствует внимание и заботу со стороны родителей и не является одиноким.

На это же указывает и разворот головы каждого члена семьи, изображенного на рисунке. Если родители смотрят в одну сторону, а ребенок — в другую, это выдает отсутствие у родителей интереса к своему чаду. Если же ребенок и кто-либо один из родителей располагаются в одной части листа и заняты одним делом, а другой родитель находится в другой части листа и занят совершенно другим делом, это означает, что отношения ребенка с одним из членов семьи очень теплые, а вот с другим малыш не находит общего языка. Если на рисунке изображена не вся семья, а только несколько человек, а остальные по неизвестным причинам отсутствуют, а ребенок объясняет это тем, что нехватающие члены семьи ушли в магазин или вышли в другую комнату, это означает, что его отношения с этими людьми не слишком хорошие, он, скорее всего, либо не ладит с ними, либо даже побаивается их.

Если на рисунке изображены бабушка или дедушка, а вот родители отсутствуют вовсе, это говорит о том, что воспитанием малыша занимаются первые, а вот родители для него не являются чем-то обязательным и необходимым. Это может являться как следствием недостатка внимания, так и следствием не слишком хорошего обращения родителей с ребенком, частых ссор или жестоких наказаний.

В изображениях семьи имеет значение также рост изображенных. Если, например, папа изображен очень высоким, а стоящий рядом с ним ребенок — очень маленьким, это говорит о том, что ребенок постоянно чувствует превосходство взрослых над ним. Выражаться это может в чем угодно — в отсутствии личного мнения, в постоянных указаниях взрослых, которые приходится выполнять ребенку, даже если он этого не желает.

Если же рост изображенных приблизительно одинаков, это означает, что в семье учитывают и уважают мнение каждого ее члена, что ребенок не чувствует себя униженным.

Рисунки учеников 6 «В» класса на тему «Семья».





Следуя подсказкам психологов и используя некоторую необходимую литературу был проведен анализ рисунков учащихся 6 класса на тему «Семья» и по полученным данным построена диаграмма, которая показывает какова же атмосфера и взаимоотношения в семьях детей.




Анализ рисунков учащихся 6 «В» класса на тему «Семья».


60

50

40

30

20

10

Идеальная семья.

Отсутствие у родителей интереса к своему чаду.

Отношения ребёнка тёплые только с одним членом семьи.

Основную роль в воспитании играют бабушки и дедушки.

Родители слишком мало внимания уделяют своему ребёнку.

Ребёнок чувствует превосходство взрослых над ним.

В семье учитывают и уважают мнение каждого члена.

Ребёнок хочет появления брата или сестры.

Наверное в семьях не всё очень идеально, может быть в этот гиперактивный век родители постоянно заняты на работе и дети иногда чувствуют одиночество, но если об этом сказать родителям, если напомнить им что мы их очень любим и напомнить им, что они очень любят нас, тогда они остановятся, перестанут всегда куда-нибудь бежать и торопиться и мы всей семьёй покатаемся на велосипедах или на лыжах, сходим в кино или почитаем вслух интересную книгу, или просто пособираем пазл или поиграем в лото…
Комментарии: В работе были использованы программы: Power Point и Photoshop для обработки гиперссылок в презентации, создания фона и обрезки фотографий. Работа снабжена удобной навигацией. Работа выдержана в едином стиле.

Заключение: В результате работы было создано мультимедийное пособие, имеющее практическое применение в нашей гимназии.
Литература.

1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно прикладное искусство XVΙΙ-XX веков/ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.:Аванта+, 1999.

2. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/ Гл.ред. В.М.Полевой –М.:»Сов. Энциклопедия».1986.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В4ч.Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск :Титул, 2000.

4. Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи: XV век. — М.: Изобразительное искусство, 1981.

5. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI в. — М.: Искусство, 1971.

6. Уэджвуд К В. Мир Рубенса. — М., 1998.

7. Дмитриева Н.А Искусство Голландии XVII в. — М.: Искусство, 1990. — (Краткая история искусств.) — В 2 т.

8. Алленов М. М., Евангулова О. С, Лившиц Л. И. Русское искусство X — начала XX в.: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. — М.: Искусство, 1989.

9. Ракова М. М. Русское искусство первой половины XIX в. — М.-. Изд-во Акад. художеств СССР, 1962.

10. РевалдДж. История импрессионизма: Пер. с англ. — М., 1998.



11. Ланская Алина. Язык рисунка. Характер человека - как на ладони. -М.:ЗАО Центрполиграф, 2006.