reforef.ru 1


Открытый урок в 4 классе

по окружающему миру.

Тема: «Моря Северного Ледовитого океана».

Проведён учителем

начальных классов

Конюховой Л.А.

Интеграция
: окружающий мир, чтение и математика

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о морях Северного Ледовитого океана, познакомить с их местонахождением;

- развивать познавательную активность и самостоятельность детей через разные формы работы на уроке;

- развивать умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, дискутировать, развивать речь; умение работать с новой информацией;

- воспитывать интерес к природе нашей Родины, к памятникам природы, культуры и истории нашего края.

- Закрепить математические навыки: сравнение многозначных чисел, перевод одних величин в другие.



Оборудование: физическая карта России, контурные карты, картины, фотографии, слайды (презентация).

Ход урока


I
. Организационный момент.

- Добрый день. Дорогие друзья!

Новой встрече рада я!

Сегодня нас ждут не зря

Наши знания!

II. Проверка знаний и умений.

- Какой новый раздел мы стали изучать на прошлом уроке? (Природа и человек)

-Какую тему изучали на прошлом уроке и что узнали? (мы узнали, какие равнины и горы есть на территории России, учились показывать их местоположение на карте.)

-С какой картой мы работали на прошлом уроке? (С физической картой России)



а) равнины:

-Прикрепите карточку с изображением типа равнины на физ. карту и назовите её месторасположение.

(Ответы детей по каждой равнине с показом на карте

- Восточно-Европейская равнина

- Западно-Сибирская равнина

- Среднесибирское плоскогорье)


Примерные ответы детей:

1. Восточно-Европейская равнина – это холмистая равнина, одна из крупнейших равнин земного шара. Занимает большую часть восточной Европы и значительную часть Западной Европы. На С-З ограничена Скандинавскими горами, на Ю-З Карпатами (горная система в Европе), на Ю-Кавказом, на В–Уралом. Большая часть территории расположена в лесной зоне. Москва находится на этой равнине.

2. Западно-Сибирская равнина располагается между Уралом на западе и Средне-Сибирским плоскогорьем на востоке. Это плоская равнина. Она самая плоская и самая низкая из огромных равнин Земли. Поэтому здесь много озёр и болот. Наибольшую площадь занимает тайга. Протекают Обь с Иртышом. Здесь находятся богатые месторождения нефти и газа.

3. Среднесибирское плоскогорье располагается в Восточной Сибири. Большая часть территории покрыта тайгой. Тайга - хвойный лес. Именно в Восточной Сибири преобладают лиственница и сосна. Здесь добывают каменный уголь, железную руду, золото, алмазы, природный газ и уран.

-Как называется территория, которая располагается ещё восточнее восточной Сибири? (Дальний Восток)



б) горы

- Прикрепите карточку, где показаны контуры гор, на физ. карту и кратко расскажите о горах России.

(Ответы детей

- Уральские горы - Саяны с Алтаем

- Кавказ - вулканы Камчатки)

Примерные ответы детей

4. Уральские горы Это горная система на границе Европы и Азии. Эти горы простираются от берегов Карского моря на юг более 2000 км. 1000 лет назад их называли Каменным поясом. Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинная. В пределах уральских гор находятся разнообразные заповедники: Печорский, Башкирский, Ильменский. Самая высокая гора – Народная (1895м)


5. Кавказские горы располагаются между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Высшая точка – Гора Эльбрус (5642м), Дыхтау (5203м) и Казбек (5033м). Высоко в горах - ледники. Ниже склоны покрыты лиственными лесами (бук, дуб) и хвойными лесами. Черноморское побережье Кавказа- важнейший курортный район.

(в 2014г в Сочи в районе Красной поляны будут проходить Олимпийские игры)

6. Алтай и Саяны расположены на Ю-В Сибири. Саяны делятся на Западный Саян и Восточный Саян. В горной системе Алтай самая высокая гора – это Белуха(4506м). В С-В части располагается Алтайский заповедник. (включён в список Всемирного природного наследия) Прикрепить эмблему Всемирного наследия.

7. Вулканы Камчатки С севера на юг по всему полуострову проходят горы. Здесь всего 160 вулканов. Из них действующих 28. Самый известный - это вулкан Ключевая Сопка (4750м), он извергается каждые 6-7 лет, извержения могут продолжаться по нескольку месяцев. Вулканы Камчатки тоже включены в список Всемирного природного наследия. Прикрепить эмблему Всемирного наследия

в) Математика

Если на Камчатке 160 вулканов, а действующих только 28, сколько потухших вулканов? (160-28=132)



III. Работа над новой темой. Сообщение целей и задач урока.

  1. Подготовка.

Кругом вода, а с питьём беда.

-Вы догадались, о чём говорится? (Так говорят о море) (слайд 2)

Чтобы о морях знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать

И, конечно, рассуждать.

- Вы убедились в том, что наша страна велика и в ней много мест, с которыми интересно познакомиться.

Итак, мы отправляемся в путешествие на автомобиле, который умеет и по суше передвигаться и по воде плавать.

-Как называется такой автомобиль? (амфибия)

Прикрепить авто на доску в г. Мурманск. Он будет перемещаться по морям, о которых пойдёт речь.

-Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?


  1. Повторение океанов.

- Как называются самые большие водоемы? (оканы) (слайд 3)

-Для начала давайте вспомним, какие океаны вы знаете?

-Какой самый маленький и холодный? (Северный Ледовитый) (слайд 4)

-Океан, опровергающий своё название и самый глубокий? (Тихий) (слайд 5)

-Океан, названный второй по величине? (Атлантический) (слайд 6)

-Океан, разделяющий Африку и Австралию? (Индийский) (слайд 7)

-Сегодня нам предстоит выяснить: какие моря к какому океану относятся?


  1. Моря (слайд 8)

-Что такое море? (часть океана, которая вдаётся в сушу)

-Какой океан омывает Евразию на востоке? Западе? Севере? (покажите на карте)



Тема урока: «Моря Северного Ледовитого океана». (слайд 9)

Этот океан и острова на нём называют ещё Арктикой. Арктос (греч.) – страна белых медведей.

-Прочитайте моря относящиеся к Северному Ледовитому океану?


  1. Физминутка: (музыка) (слайд 10)

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!

  1. Рассказ учителя о морях. (тихо звучит шум моря, голоса птиц, амфибия передвигается по морям)

Белое (слайд 11)

Названо так за светлые летние ночи. Глубоко врезано в сушу. Одно из самых маленьких морей. Зима – длительная и холодная, пасмурная, с обильными снегопадами; лето – прохладное, большую часть пасмурное. Развито рыболовство, промысел морского зверя и добыча водорослей. Имеет важное транспортное значение.


Баренцево (слайд 12)

Названо по имени капитана Виллема Баренца (ок 1550-1597) (голл. мореплаватель.) Похоронен на Новой Земле. Здесь мягкая зима, непродолжительное и холодное лето, непостоянная погода. Широко развито рыболовство. В Мурманске расположен единственный незамерзающий порт нашей страны. Поскольку здесь проходит важная магистраль, связывающая Россию с другими странами, море считается экологически грязным.


Карское (слайд 13)

Много островов. Самый крупный – Новая Земля. Здесь частый шторм, ураганный ветер. В любое время года может выпасть снег.



Лаптевых (слайд 14)

Названо в честь офицеров русской экспедиции двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича, которые обследовали эти земли. Располагается на северном побережье России – между полуостровом Таймыр, о-вом Северная Земля и Новосибирскими о-вами. Почти весь год покрыто мощными льдами. Здесь обитают моржи, морской заяц, нерпа. Впадает река Лена.



Восточно-Сибирское (слайд 15)

Находится между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля, большую часть года покрыто льдом. Море мелководное. Средняя глубина 45м. Зимой ясная морозная погода, а летом (слайд 12) пасмурная, часто дожди, изредка даже мокрый снег. Впадает Индигирка, Колыма.



Чукотское (слайд 16)

Названо по имени народа чукчей. Живущих на его берегах. Проливом Лонга соединяется с Восточно-Сибирским морем. Это море получает малое количество солнечного тепла. Большую часть года покрыто льдом. Море мелководное (50м). Здесь находится крупный о-в Врангеля. Развито рыболовство, промысел морских тюленей и нерпы.

Слушая стихотворение подберите нужные слова для характеристики морей С-Л океана.


  1. Наизусть чтение учеником стихотворения (слайд 17) Г. Поженян. “Есть у моря свои законы”

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло-синим,

Просто светлым и просто синим,

Чуть колышимым лёгким бризом.

Море может быть в час заката


То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в час прилива.

Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.

-Что можете сказать о этих морях? (моря С-Л.ок. - холодные, покрываются льдом……)



  1. Берингов пролив.

-А теперь попробуйте отгадать, о каком месте на карте я сейчас прочитаю стихотворение С. Смирнова.

Не на Дальнем, а дальше – на Дальнем Востоке

Утро мира свои обретает истоки,

Над Чукоткой, в полярном тумане пролива.

Флаг Российский горит на скале горделиво.

Над Аляской, на полуострове серого цвета,

Флаг чужой, полосатый – Америка это.

-Речь идёт о Берингове проливе. (слайд 18)

Итак, мы его проплываем и попадаем…. (в Тихий океан) (слайд 16)


  1. Самостоятельная работа (по вариантам)

Найти, показать моря данного океана. (слайд 19)

1-в моря Тихого океана, 2-в моря Атлантического океана.



Моря Тихого океана. (слайд 20)

Берингово море (слайд 21)

Охотское (слайд 22)

Японское (слайд 23)

Моря Атлантического океана. (слайд 24)

Балтийское море (слайд 25)

Чёрное (слайд 26)

Азовское (слайд 27)

  1. Работа по контурным картам в группах.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах с контурной картой.

(слайд 28)

1 группа отмечает моря Сев-Лед. океана

2 группа – моря Тих. океана

3 группа – моря Атл. океана

По окончании работы – один человек с группы даст хар-ку морям своей группы и покажет на физической карте.

-Что можете сказать об этих морях? (слайд 29, 30, 31) (на морях Тих.ок. - дуют ветры и стоят туманы, добывают много рыбы) (моря А.ок. - глубоко вдались в сушу, тёплые, места отдыха. О Балтике не скажешь, что тёплое, но в нём купаются в летние месяцы) (моря С-Л.ок. - холодные, покрываются льдом……)

-Сколько морей омывает территорию России?(11)

-Что вы можете сказать о воде в морях? (да, вода в морях соленая, непригодная для питья)


  1. Заполнение таблицы «Моря».

Проверка: (слайд 32)

Тихий океан

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

Охотское море

Белое море

Балтийское море

Японское море

Баренцево море

Чёрное море

Берингово море

Карское море







Море Лаптевых







Чукотское море







Восточно-Сибирское море




Математика.

-Как вы думаете, какое море самое большое и какое самое маленькое?

Посмотрите на доску. На карточках написаны площади морей России. Расставьте их в порядке убывания. (дети по одному расставляют, читая многозначные числа, я переворачиваю карточки и читаем океаны от самого большого до самого маленького)

Моря

Площадь


Азовское

39100км2

Чёрное

422000км2

Балтийское

419000км2

Белое

90000км2

Баренцево

1424000км2

Карское

883000км2

Лаптевых

662000км2

Восточно-

Сибирское



913000км2

Чукотское

595000км2

Берингово

2315000км2

Охотское

1603000км2

Японское

1062000км2



  1. Дальневосточный Морской заповедник.

Доклад (слайд 33-34)


  1. Закрепление изученного материала.

Работа в рабочих тетрадях – стр. 22 - 24

  1. Итог урока. Выставление отметок.

  • С какими объектами природы мы сегодня познакомились?

  • Назовите моря Сев-Лед. Океана? Тихого? Атлантического?

  • Что вам больше всего запомнилось? (слайд 35)

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов…

Мы с детства о море мечтаем

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки –

Привет от родимой земли

И ночью, и днём

В просторе морском



Стальные идут корабли.

  1. Дом.задание.

Прочитать материал по учебнику, подготовить рассказ об одном море Тихого или Атлантического океана, отметить в контурной карте все моря.