reforef.ru 1
«Влияние субъективные условий учебно-воспитательного процесса на формирования личности учащихся».

Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но говорим им: «Изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы их хотите приложить»

К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»

Хорошо известны основы нравственно-этических заповедей медиков, выраженные в клятве Гиппократа. Основная их мысль сводится к принципу : «Не навреди». Существуют ли в педагогике подобные заповеди? Да! И основные из них сводятся в 2-м основным принципам: « Пойми ученика!» и «Помоги ему научиться». Выполнение этих заповедей способствует выполнению основной задачи образования- развития и становления личности ученика. Сложность образовательного процесса заключается в том, что он не дает ощутимого, зримого конкретного результата сразу же по его завершении. Результатом образования становится последующая жизнедеятельность человека. Следовательно какие условия создает то или иное учебное заведение в организации учебно-воспитательного процесса, режима работы, содержания учебного материала такое и будет влияние этого заведении на формирование личности учащегося, хотя это воздействие не может быть проконтролировано непосредственно.

Каждый выбравший профессию педагога берет ответственность за воспитуемого. От педагога профессиональная подготовка требует принятия ряд обязательств. Во-первых : объективно оценивать собственные возможности, умение адекватно оценивать и корректировать свое поведение одна из предпосылок адекватного воздействия на учащихся. Во-вторых: педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания) , культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог –это образец, которому чаще неосознанно подражают ученики. В-третьих: основой успешной работы педагога является уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают их системы ценностей, модели поведения и оценок; это предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения , общения. В-четвертых: педагог должен иметь организаторские способности, т.к. он выступает организатором учебной деятельности учащихся. Таким образом профессиональные качества педагога должны соотнестись со следующими постулатами -уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила-относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе) -постоянно ищи возможности саморазвития и самосовершенствования (тот, кто не учится сам, не может вызвать « Умственный аппетит у других).


- передавай ученику знания так , чтобы он хотел и мог их осваивать. Был готов их использовать в различных жизненных ситуациях. Только личность, воспитывает личность, только характер воспитывает характер. Что же такое личность и какова ее структура? Точного определения личности, которое бы устроило психологов, педагогов и просто думающих людей – нет.

Можно сказать, что личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны социально значимых свойств. Функцией регулятора поведения личности являются ее мировоззрение, направленность, характер, способности. Быть личностью- это значит осуществить выбор. Возникающий в силу внутренней необходимости, способность оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед содой и обществом, в котором живешь. Личностью не рождаются, личностью становятся, Личность формируется. Она не является пассивным результатом воздействия на ребенка извне, она развивается в процессе его собственной деятельности. Образно структуру личности можно представить в виде сферы разделенной примерно на 3 одинаковых части.



  1. Физическая сфера включает в себя отличие одного индивида от другого по половому признаку, по цвету глаз, волос . кожи, по состоянию здоровья.

  2. Познавательная сфера включает в себя: а) ощущения (познаются отдельные свойства предметов и явлений), б) восприятие ( предметы и явления познаются в целом), в) представление ( ранее воспринятые образы), г) воображение ( создание новых образов). Чувствительно-познавательный опыт включающий в себя 6 ощущение, восприятие. Представление и воображение должны формироваться к шести годам. Т.е. дети в школу должны приходить с этим опытом.

Чем больше ребенок ощущает, воспринимает, представляет тем он в последствии умнее. В познавательную сферу помимо названных мною ощущения, восприятия, представления, воображения входят : внимание, память, мышление, которые должны быть развиты в процессе обучения, т.е. должны быть созданы условия для их развития и мотивы, побуждающие их развитие. Особую роль здесь играет внимание. «Внимание-это ворота познания»,-сказал Ушинский. Память включает в себя следующие процессы: 1) осмысление; 2) запоминание и забывание; 3) воспроизведение; 4) сохранение. Мышление включает в себя: 1) умение сопоставить; 2) умение установить причинно-следственные связи; 3) умение анализировать; 4) умение систематизировать;


  1. Эмоционально-волевая сфера включает в себя разные эмоции(радость, горе, аффект, печаль, зависть и др, а также развитие волевых качеств таких как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, усидчивость и т.д. В процессе учебной деятельности школа призвана развивать познавательную сферу: внимание, память, мышление и и способствовать правильному развитию эмоционально-волевой сферы. Для этого необходимо определить. Что такое обучение и связанная с ним учебная деятельность.

Обучение - специальным образом организованное общение в ходе которого усваивается и воспроизводится накопленный общественно-исторический опыт всех видов человеческой деятельности.

Способ обучения – осуществление учебного процесса через определенную структуру общих организационных форм. Одна из них, ведущая на сегодняшний день, системообразующая форма- классно-урочная форма. Инициатором создания этой системы стал Джон Силл в 1374 году. Он ввел деление на классы по возрасту и обучение на родном языке, а ректор Страсбургской школы в середине 15 века разделил обучение на 10 классов. Проблема обучения является дисциплинарной, соответственно может быть рассмотрена с разных позиций. Рассмотрим эту проблему с логической точки зрения, наиболее близкой к физике и математике, также с точки зрения психологии. С логической точки зрения учение рассматривается как основа формирования логического мышления, выработки обобщенных алгоритмов при решении задач и примеров. Логическая упорядоченность учебного материала, его чередование по степени сложности. Оптимизация процесса – суть логического рассмотрения обучения. С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта (ученика), как деятельность, как фактор психического развития, которые ведут к системным изменениям в поведении человека. С педагогической точки зрения учение рассматривается в таком контексте, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательно с точки зрения потребностей общества, условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта. Какова же связь обучения с развитием ? существуют разные точки зрения. Есть точка зрения Уотсона и Коффка : « Обучение и есть развитие». Существует и такая точка зрения, что обучение идет в хвосте развития. Современные ученые склонны принимать точку зрения Л.С. Выготского: « Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия. Обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти вперед развития, продвигая его дальше и развивая новообразования» Известный современный американский психолог Брунер соглашается с Выготским и подчеркивает: «… преподавание основ наук, даже на элементарном уровне. Не должно следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие»


Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, развитие личности как процесс. Социализация индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего его окружения, в определенных социально- политических, экономических условиях региона, страны, в этнокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Социальная среда, в которой живет и развивается личность , может быть стабильной или изменяющейся в зависимости от стабильности или изменения в самом обществе. Вхождение в жизнь общества предполагает адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, которые выступают как механизмы взаимодействия человека и общества. Юный человек должен адаптироваться к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия, деятельности. Адаптация к жизни в школе у учащихся происходит довольно быстро. Хотя не у всех закрепляется в должной мере. Этим можно объяснить опоздание некоторой небольшой части учащихся на уроки. Индивидуализация характеризуется поиском средств и способом для обозначения своей индивидуальности. Здесь возникает противоречие между стремлением выделится и стать как все в общности.

Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, с изменением потребно-мотивационной сферы, самооценки. Растет количество учащихся с адекватной самооценкой, уменьшается количество учащихся с заниженной самооценкой, это значит, что молодые люди верят в то , что они смогут найти достойное для себя место в обществе. Есть три существенных момента для понимания своей самооценки. Во-первых: сопоставление своего реального «я» с образом идеального «я». Во-вторых: человек оценивает себя так , как его оценивают другие. В-третьих: человек оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности. Из этого следует, что самооценка влияет на то, как впишется личность в структуру общества и будет воспринята им. Уровень самооценки может меняться. Но чаще всего этот процесс очень длительный, иногда на всю жизнь.. Если мы начинаем похваливать ученика с низким уровнем самооценки, наивно предполагая, что этот уровень существенно повысится, то мы чаще ошибаемся . в голове у ученика может родиться мысль: « Наверно совсем мои дела плохи, если уж меня он или она вдруг нахваливать стала» Значит для повышения уровня самооценки ученика, учитель для него должен быть исключительно авторитетной личностью. Но так как мы понимаем обучение как процесс общения между двумя субъектами (учителем и учеником), то важно учитывать к какому типу акцентуированных людей относятся ученик и учитель. Акцентуация характера личности ( по Леонгарду) это чрезмерная выраженность отдельных черт( интеллектуальных, эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделено 13 типов акцентуации личности. Каждый из них имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления. Циклоидный – с чередованием фаз настроения, Гипертимный- постоянно приподнятое настроение, Лабильный-с резкой сменой настроения, Астенический- со свойственной утомляемостью, раздражительностью, депрессиями. Сенситивный- с обостренным чувством собственной неполноценности и повышенной впечатлительностью, Психоастенический- высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям. Шизоидный –свойственна замкнутость, неконтактность, отсутствие эмпатии. Эпилептоидный.- характеризуется конфликтностью. вязкостью мышления, тоскливым настроением. Параноидный- обидчив, стремится доминировать, не принимает мнение других, отличается стойкостью отрицательных аффектов, высокой конфликтностью. Истероидный - характеризуется стремлением привлечь к себе внимание других, фантазированием, притворством. лживостью. Дистимный – склонный к депрессиям, преобладает мрачное настроение, Неустойчивый- с легкой сменой настроения, способен попадать под чужое влияние, Конформный- характеризуется недостаточной критичностью, зависит от мнения других. Чистые типы акцентуации встречаются редко. Часто встречаются смешанные типы. В силу этого могут быть неадекватные коммуникативные ситуации на уроке( непонимание, срывы, оскорбления, прекращение общения). В идеале мы ставим задачу способствовать развитию гармонической всесторонней личности, Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом. Разностороннее развитие личности предполагает развитие и интересов и способностей, во имя своего блага и блага общества в целом.

Психологи и педагоги, указанные в докладе:

1)Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ.(1824-1870).К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор". Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). 2)ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) — российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно-исторической теории поведения и развития психики человека. 3)КОФФКА Курт (1886-1941) - немецко-американский психолог, специалист в области психологии развития, экспериментальной психологии, философии психологии, теоретической и общей психологии. 4)Джон Броадус УОТСОН. Американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), одной из распространённых теорий в западной психологии XX века. Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. 5)Джерома БРУНЕР(США)- особенно интересными и значительными являются исследования Дж. Брунера в области детской психологии и психологии познавательных процессов, известен по книгам "Исследование развития познавательной деятельности" (Изд-во "Педагогика", 1971) и "Процесс обучения" (М., 1962). 6)ЛЕОНГАРД Карл (21.04.1904 - 1988) - немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике Шарите университета им. Гумбольдта в Берлине. Специалист во многих пограничных областях, в том числе в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. « Акцентуированные личности». Ростов-на-Дону, 1997 Литература: 1. «Трудности взросления». Казанская В.Г. издательство: Питер; 2008г. 2. «Воспитание подростка». Круковер В. изд-тво: Континент-Пресс; 2001г 3. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н.изд-во «Педагогика», 1982. 4. «Дидактика К. Д. Ушинского» / Данилов М. А., Мн., 1996. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой...