reforef.ru   1 ... 2 3 4 5 6

«Проблемы становления и развития современного романа в персидской и таджикской литературе»- посвящен становлению и развитию современного романа в таджикской литературе конца ХIХ и начала ХХ века. Анализ и интерпретация данного вопроса проводится в сопоставительном плане с разными периодами развития персидско-таджикской, персидской и таджикской литератур.


Следует отметить, что появлению жанра современного романа в таджикской литературе способствовала не только литература периода просвещения и литература джадидизма, но и то, что в её основе, как уже отмечалось в предыдущих разделах, лежали традиции и принципы прозы классической литературы.

Большинство исследователей считает ХIХ и ХХ века эпохой значимых перемен, которые определили дальнейшее развитие литературы народов Средней Азии в целом. Следует отметить, что такая точка зрения вполне соответствует действительности в том плане, что все эти изменения в литературе начинаются как отражение глобальных изменений, которые произошли в общественной жизни народов Средней Азии и других стран, вызвавших изменения общественного, политического и социально-культурного строя.

Если сопоставить эволюционное развитие жанра романа в современной таджикской, персидской литератур, а также в дариязычной литературе Афганистана, то можно обнаружить наличие общих корней и взаимосвязанных факторов. В их основе лежит, прежде всего передовая мысль таких просветителей как Мирзо Малкумхон в Иране, Ахмади Дониш в Бухаре и Махмуди Тарзи в Афганистане. Выше уже отмечалась основополагающая роль Ахмади Дониша в становлении таджикского просвещения конца ХIХ начала ХХ века. Он жил в эпоху религиозного фанатизма, когда любой интерес ко всему новому беспощадно карался. Создавать в то время реалистические произведения о жизни других народов считалось смелым явлением. Личности самого выдающегося просветителя вызывает различного  рода суждения. У Ахмади Дониша первые просветительские мысли и идеи появились еще за долго до его поездки в Россию. Именно во время своих поездок он воочию увидел прогресс и развитие России и начал  осознавать степень отсталости Бухары по сравнению с другими странами.

Труд Ахмади Дониш «Редкостных собитый» для Бухары и всей Средней Азии, произведения иранского ученого Мирзо Малкумхона «Усули одамият» (Быть человеком), «Нидои адолат» (Голос справедливости), «Сирот ал-мустаќим» (Правдивый путь), афганского писателя Махмуди Тарзи «Саёхатнома» (Путевой дневник) имели общую значимость и социальную ценность и соответственно однородное содержание. Вслед за этими великими просветителями появились новые личности, такие как Мирзо Сиродж, Абдуррауф Фитрат и Садриддин Айни в Средней Азии, Зайналобидин Марогаи, Абдурахим Толибов в Иране, Абдулходии Дови и Лудин в Афганистане, которые внесли значимый вклад в развитие просветительской литературы своих стран.


Их произведения, написанные в основном подобно романной прозе, стали своего рода толчком в развитии жанра романа. Например, книгу Абдурахима Толибова «Китоби Ахмад ё сафинаи Толибї» (Книга Ахмада или антология Толиби), созданную в форме романа европейских писателей начала ХХ века, иранский ученый М.Гулям назвал «романоподобный».

Вышеупомянутое произведение, как и «Саёхатномаи Иброхимбек» Зайналобидина Марогаи, стоит у истоков формирования и развития новой персидской прозы.

Отмечая роль персидской, турецкой, татарской, русской печати в просвещении народов Средней Азии, Садриддин Айни пишет: «В Бухаре того времени особенно была распространена книга «Саёхатномаи Иброхимбек» которая была написана и издана на персидском и то, что критиковал автор книги, вполне соответствовало той реальной жизни Бухары. Именно поэтому эта книга имела большой спрос и сильно повлияла на мысли и рассуждения многих людей» (3,25).

Интересно отметить, что «Саёхатномаи Иброхимбек» Зайналобидина Марогаи была также распространена и в Афганистане. Известный афганский просветитель Махмуди Тарзи регулярно издавал на страницах газеты «Сирољ-ул-ахбор» отрывки из этого произведения и этим способствовал повышению просвещённости народов Афганистана в начале ХХ века.

Таким образом, и Саёхатномаи Иброхимбек» Зайналобидина Марогаи, и «Редкостных собитый» Ахмади Дониш, написанные в духе критического реализма, имеют общие особенности.

Как и произведения Ахмади Дониша, так и творчество Зайналобидина Марогаи повлияли на творчество Абдуррауфа Фитрата, что можно выявить в его произведениях «Сайёхи хиндї» (Индийский путешественник) и «Мунозира» (Полемика), которые Садриддин Айни называет «романоподобными» произведениями. Таким образом, передовые идеи и просветительская мысль Ахмади Дониш, Зайналобидина Марогаи нашли свое отражение в творчестве Абдуррауфа Фитрат, Садриддина Айни и были продолжены и развиты последующими писателями Средней Азии. В связи с этим очень уместно замечание узбекского литературоведа Р. Назаровой о том, что произведение «Новое счастье или национальный роман» Хамза Хакимзаде Ниязи, как приверженца идеи просветителей дореволюционного периода, было удачной попыткой в реализации нового литературного жанра.1


Таким образом, становление и развитие романной прозы в таджикской литературе основывается на целом ряде литературных, культурных и социальных факторов, имевших место в общественной жизни конца ХIХ и начала ХХ века. Наряду с этим, исторические корни жанра романа исходят из древней словесной культуры иранских народов и персидско-таджикской литературы средневековья.

Третья глава – «Творческая школа Садриддина Айни и дальнейшее развитие жанра романа» - посвящена определению особенностей творческой мастерской Садриддина Айни, роли и места писателя и его творчества в становлении и развитии новой реалистической прозы таджикской литературы ХХ века. Данная глава состоит из четырех разделов, которые между собой тесно логически и идейно-содержательно взаимосвязаны.

В первом разделе третьей главы -«Основные факторы становления литературной личности С. Айни» -рассматриваются вопросы становления совершенной личности Садриддина Айни как литератора и мыслителя. Развитие таджикской литературы в ХХ веке непосредственно связано с творчеством и личностью Садриддина Айни.

Однако такая тесная взаимосвязь личностного совершенствования основоположника литературы с самой становящейся новой литературой в силу существовавшего в то время не получила объективного исследования. В большинстве научных исследованиях советской эпохи различные аспекты творчества писателя и самой личности С. Айни были рассмотрены с точки зрения классовости и противопоставления человеческого общества на две противоборствующие идеологи. Именно такой ограниченный и односторонний подход в изучении и исследовании, как творчества, так и индивидуальности Садриддина Айни не смог предоставить объективного рассмотрения и определения основных качеств этой неповторимой и феноменальной личности. За последние десятилетия появились научные исследования известных ученых М.Шакури, С.Табарова, М.Имомова, Ш.Рахмонова, А.Набави, А.Махмадаминова, М.Абдуллоха, которые внесли весомый вклад в объективное и всестороннее изучение творческой личности Садриддина Айни как выдающегося представителя таджикской литературы ХХ века. Нет сомнений, что их исследования являются началом новых открытий в творческой мастерской феномена С. Айни. Книги М.Шакури «Равшангари бузург» (Великий просветитель) (2006), С.Табарова «Зинданомаи Садриддин Айнї (1875-1899)» (О жизни Садриддина Айни) (2008), М.Имомова «Љахонбинї ва тафаккури бадеии Садриддин Айнї» (Мировоззрение и художественное мышление Садриддина Айни) (2001), Ш.Рахмонова «Аќидахои адабї ва назари эстетикии устод С.Айнї» (Литературные и эстетические взгляды Садриддина Айни) (2008) в определенной степени сформировали новые направления в изучении творчества и личности С. Айни в современном таджикском литературоведении.


Настоящее отношение С. Айни к революции и социалистическому строю можно определить после тщательного анализа и интерпретации его таких произведений, как «Таърихи инќилоби Бухоро» (История Бухарской революции), «Мухтасари тарљимаи холи худам» (Кратко о моей жизни), «Ёддоштхо» (Воспоминания). По его произведениям можно делать объективный вывод о том, как Айни рассматривает все положительное и негативное как старой, так и новой жизни.

Начало просветительской деятельности С.Айни относится к тому времени, когда по всей Средней Азии возникают национально-освободительные движения, шире и глубже распространяются идеи просветителей Ахмади Дониша, Мирзо Малкумхона, Зайналобидина Марогаи и др..

События, происходившие в тот период в Средней Азии, не могли оставить Садриддина Айни на стороне. Создание школ нового типа, так называемые «джадидские школы», издание книг и статьей о необходимости социальных и политических реформ были основными темами обсуждения передовых и просвещенных людей, среди которых особое место занимались С. Айни. Как ученики и последователи Ахмади Дониша, Айни и его соратники боролись, прежде всего, за просвещение, за национальную школу и за культурное возрождение в обществе.

С. Айни определяет свое отношение к разным общественно-политическим и социально-культурным явлениям, имевшими определенные противоречия с реальными тенденциями развития общественной жизни, в своих трудах «Таърихи инкилоби Бухоро» , «Мухтасари тарчумаи холи худам», «Ёддоштхо», историческим фоном для которых явилась обста­новка в самой Бухаре и в эмирате. Проводя много времени за книгами, Айни подробно изучил классическую литературу и будучи любознательным человеком, пристально вглядывался в окру­жавший его мир. Он всегда внимательно наблюдал жизнь людей в городе и деревнях, а также духовенство и учащихся медресе, чиновников эмира, ремесленников и кре­стьян, тем самым постепенно расширяя свой кругозор. С. Айни читал очень много книг, и познакомившись с трудами Ахмада Дониша и его едино­мышленников, присоединился к просветительскому движению. Таким образом, во второй части его «Воспоминаний» появляется образ крупнейшего ученого и про­светителя XIX в. Ахмади Дониша, идеи которого оказали большое влияние на молодого Айни, уделившего ему впоследствии много стра­ниц своего произведения. Также, как Ахмади Дониш, Айни осознал, что борьба с невежест­вом, распространение грамотности, приобщение к куль­туре является важной задачей прогрессивно настроенных просветителей его времени.1


Наряду с этим, С. Айни познакомился с трудами, в числе которых были произведение просветителей Зайналобидина Марогаи, Абдурахима Толибова, Мирзо Фатхали Ахундова, И. Гаспаринского, а также статьями других просветителей, регулярно издававшихся в газетах и журналах того времени «Хабл-ул-матин», «Чехранамо», «Тарджумон» «Мушфики».

Другой фактор, который способствовал развитию творческой личности С. Айни как писателя - просветителя и реалиста, было создание книг для школ нового типа, открывшихся в то время в Бухаре и в других крупных городах Средней Азии. В одну из бухарских школ нового типа Айни поступил перевод­чиком, чтобы помочь таджикским детям в обучении. Позже, в своей автобиографии Айни пишет о том, что полученный в новой школе опыт помог ему написать книгу для чтения. К этому времени С. Айни был уже автором нескольких книг, которые имели обучающий характер для детей и подростков: «Зарурияти динния» (Необходимое в религиозном воспитание), «Тартил-ул-Курон» (Изучение Корана) и «Тазхиб-ус-сибён» (Воспитание детей) и эти работы, несомненно, способствовали шлифованию и оттачиванию писательских и творческих навыков Айни.

Второй раздел третьей главы - «Садриддин Айни и дальнейшее развитие таджикской реалистической прозы»- посвящен вопросам становления и развития реалистической прозы в современной таджикской литературе.

Возникновение реалистической прозы в таджикской литературе ХХ века имеет непосредственную связь с творческой деятельностью С. Айни. Вместе с тем, необходимо отметить, что персидско-таджикская проза имеет глубокие исторические корни, исходящие из глубины веков. Так называемые народные романы как «Абумуслимнаме», «Тутинаме», «Самаки Айяр», «Доробнаме», «Марзбоннаме» сыграли немаловажную роль в формировании и развитии современного таджикского романа. Во всех вышеперечисленных произведениях рассматриваются реальные темы из жизни общества и проводится описание жизненно важных проблем, в центре которых находится человек, идейную основу произведений составляют думы и чаяния народа в лице отдельно взятых героев и исторических лиц. Например, в таких произведениях, как «Самаки Айяр», «Искандарнаме», «Доробнаме», «Марзбоннаме» и «Амир Хамза» высказывания философско-нравственного характера приводятся в тесной спаянности с зарисовками быта, читая которых читатель воспринимает жизнь во всех ее проявлениях, неповторимых красках и оттенках. Поэтому можно считать, что именно эти произведения заложили основу жанра романа в персидско-таджикской классической литературе.


Начало ХХ века можно рассматривать как новый этап развития современного литературного эпоса, в котором открываются новые страницы и возможности таджикской романной прозы. Известный таджикский литературовед Ю. Бобоев делит историю развития таджикской романной прозы на три этапа: 1 этап – 20 – 40-е годы ХХ века; 2этап – 40 – 60-е годы; 3 этап – начало 70-х годов ХХ века. Однако он не приводит научное обоснование данной периодизации и поэтому сомнительным кажется также и то, что такой периодизацией ставится граница между классической литературой и литературой послереволюционного социалистического строя.

Если прислушаться к мнению С. Айни, то история становления таджикской современной прозы начиналась еще до Ахмади Дониша и его современников. Здесь также не исключено и становление таджикской романной прозы, так как С. Айни называет произведения Абдуррауфа Фитрат «Полемика…» и «Индийский путешественник» романоподобными. Например, о «Полемике…» Абдуррауфа Фитрат он пишет: «это произведение написано простым, доступным и понятным персидским языком наподобие романа и выражало интересы и чаяния народных масс Бухары, что и произвело очень глубокое впечатление на своих читателей».1

В это время в Бухаре начали распространяться книги и статьи иранских, турецких, русских и татарских просветителей, которые оказали действенное влияние на общественное мнение и взгляды народных масс, особенно просвещенных людей того времени. Произведения Зайналобидина Марогаи «Саёхатномаи Иброхимбек», Абдурахима Толибова «Китоби Ахмад ё сафинаи Толибї», турецкого писателя Шамсиддини Соми «Ишќи Талъат ва Фитнат» (Любовь Талъат и Фитната) быстро получили широкое распространение среди жителей Бухары и других больших городов Средней Азии.

Еще раньше Айни был знаком с романами узбекского писателя Абдулла Кадыри «Минувшие дни», «Скорпион из алтаря», русского писателя А.Фадеева «Разгром», английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод», французского писателя Фердинанда Дюшена «Луна» и арабского прозаика Зайдана «Карбела», которые были известны в Бухаре и в Средней Азии в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Садриддин Айни еще в раннем дореволюционном периоде своего творчества знал особенности как современного, так и европейского романа.


Именно поэтому 20-е годы ХХ века являются периодом литературных поисков в творческой деятельности С. Айни, основу чего составляют идеи и концепции критического реализма Ахмади Дониша. Исходя из этого, будет ошибочным суждение, что реализм в творчестве Айни возник и развивался под влиянием русской пролетарской литературы.

Идейно-содержательные основы творчества С. Айни, которые заложили фундамент реалистической прозы современной таджикской литературы, имеют глубокие корни, исходящие из древнеиранской и классической персидско-таджикской литератур, которые, наряду с романтическим стилем, развивали и реалистический стиль художественного творчества, что явно прослеживается в творчестве Рудаки, Саъди, Джами, Васифи. В творчестве Айни особенности критического реализма начали развиваться под влиянием Ахмади Дониша.

Перед тем как С. Айни создал свои реалистические художественные произведения, он написал и издал два важных документально-исторических произведения «Таърихи амирони манѓитияи Бухоро» (История династии мангитов Бухары) (1923) и «Материалхои таърихи инќилоби Бухоро» (Материалы истории Бухарской революции) (1926), которые стали толчком и важным мотивом для появления других произведений в реалистическом стиле. В этот период ему также удалось издать свои первые произведения в реалистическом стиле «Мохрўй», «Ахмади Девбанд» (Ахмад – заклинатель дивов), «Ќулбобо», которые повлияли на дальнейшее развитие реалистического стиля современной таджикской литературы: эта тенденция получила еще больший импульс после создания им повестей «Бухарские палачи» и «Одина».

Одновременно С. Айни в своих произведениях местами прибегает к некоторым частным компонентам приключенческого стиля, чем усиливает действительность выражения своей мысли; в качестве примеров могут послужить некоторые эпизоды из повести «Бухарские палачи». Это произведение было написано еще до Бухарской революции, в августе-сентябре 1920 года, а его узбекский вариант был издан на страницах журнала «Инкилоб» сколько позже - в 1922 году.


Многие эпизоды в рассказах «Миршаббобо», «Сохибони шариат» (Хозяева шариата), «Пирзода» имеют прочные реальные основы из жизни людей дореволюционной Бухары. В повести «Бухарские палачи» писатель использует литературный прием рассказ в рассказе, который часто встречается в персидско-таджикской прозе классического периода. В этом аспекте повесть «Бухарские палачи» имеет определенную схожую форму с произведениями классической литературы «Четыре дервиша», где также использован этот прием; тем самым писатель соблюдает традицию прозы классической литературы и придерживается принципа преемственности художественного творчества.

Повесть «Бухарские палачи» является первым шагом Садриддина Айни в создании новой творческой школы в прозе, где в дальнейшем удалось ему достичь совершенства художественного творчества благодаря появлениию его последующих произведений «Одина», «Дохунда», «Рабы».

Определение жанровых особенностей и классификация прозаических произведений и в настоящее время представляет некоторые сложности и это требует от нас тщательного пересмотра и конкретной жанровой интерпретации творчества С. Айни. Эти сложности возникли по следующим причинам: когда писатель сочинял свои первые прозаические произведения, в таджикском литературоведении еще не была разработана обоснованная классификация жанров прозы и поэтому сам писатель не смог определить какому жанру относятся его прозаические произведения. Например, некоторые исследователи называют повести «Бухарские палачи» и «Одина» романами, а сам писатель повесть «Ятима» иногда считаем романом. Вот как он об этом пишет: «Я написал свой так называемый роман «Ятим» и представил для издания» .1

В современной таджикской литературе после появления в свет двух романов С. Айни «Дохунда» и «Рабы» были конкретно определены и обоснованы жанровые особенности нового таджикского романа.

Третий раздел третьей главы


<< предыдущая страница   следующая страница >>